Файл: Психология как наука, ее предмет, методы и структура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 1444

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требование пользоваться определёнными методами исследования предполагает не только наличие в своём арсенале таких методов, которые присущи именно данной науке, но и применение методов, соответствующих поставленной задаче.

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день в психологии существует множество классификаций методов исследования по различным основаниям. Как отмечает Б.Г.Ананьев, методы психологического исследования - это системы операций не только с материальными объектами, но и с объектами познания психологии. Эмпирические данные как результаты применения психологических методов зависят, с одной стороны, от структуры того или иного метода, а с другой - от типа методики как средства или «техники» экспликации гипотетически рассматриваемых базисных процессов, имеющих предметно-специфический характер. Разделение методик на общие и специальные подразумевает, что какие-то показатели более тесно или более однозначно связаны с конкретными проявлениями психологической реальности либо с так называемыми базисными процессами, реконструируемыми на их основе.

Поэтому, важно отметить, что успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, в связи с этим вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несёт на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

2.2 Основные методы психологии, их достоинства и недостатки

Из многочисленного и многообразного инструментария психологии можно привести в качестве примера самые известные методы: психодиагностические тесты, метод близнецов, метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, метод сравнения с психопатологией.
Одна из первых систематик методов психологического исследования была предложена С.Л.Рубинштейном, который выделял в качестве основных методов наблюдение: «внешнее» (объективное) и «внутреннее» (самонаблюдение), а также эксперимент: лабораторный, естественный и психолого-педагогический с программой активных формирующих воздействий на психическое развитие ребёнка.


Существуют классификации методов психодиагностики, разделяющие их с точки зрения характера и направленности психической активности испытуемого.

1. Интроспективные методы, которые требуют свободного или несвободного словесного сообщения испытуемого о личном опыте, своих эмоциональных реакциях, отношениях (анкеты, беседы).

2. Экстраспективные, основанные на свободном или управляемом наблюдении и оценке самых разнообразных психических проявлений испытуемого.

3. Проективные - испытуемый проецирует своё психическое состояние в словесные, графические или манипуляционные реакции на малоструктурированные, многозначные стимулы.

4. Исполнительные - субъект осуществляет какое-либо перцептивное, моторное или мыслительное действие, количественные и качественные характеристики которого являются показателями интеллектуальных или личностных черт.

Приведённая характеристика опирается на исторически наиболее старую систематику, предполагающую «выделение следующих трёх методов как основных структур организации психологического исследования. Это методы интроспекции, экстероспекции и «понимания»».

Установлено, что Б.Г.Ананьев рассматривал методы психологии во взаимосвязи с этапами научного исследования, поэтому его схему можно рассматривать и как классификацию последних. Согласно Ананьеву, психолог на разных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Следует отметить, что классификация Ананьева уникальна в своём роде (Приложение 3). Она, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки проблемы до её решения. На каждом этапе проводится классификация методов, соответствующих ему. При этом она отвечает традиционным классификационным критериям, подобным тем, которые выбрал Пирьов.

Рассмотрев классификации методов исследования в психологии, перейдём к характеристике самих методов. Из многочисленного и многообразного инструментария психологии можно рассмотреть в качестве примера самые известные.

Как метод общепсихологического значения наблюдение в отличие от других методов этой категории не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. 


Научная ценность результатов наблюдения в значительной степени зависит от того, насколько оно подготовлено. Можно также выделить преимущества и недостатки метода наблюдения.

Преимущества метода наблюдения:

1. непосредственность,

2. возможность анализировать поведение групп,

3. независимость от готовности наблюдаемых лиц,

4. многомерность охвата,

5. широта.

Недостатки:

1. настроение наблюдателя во время опыта,

2. социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемым,

3. тенденция ожидания у наблюдателя,

4. однократность наблюдаемых обстоятельств,

5. предшествующие личные встречи наблюдаемого с наблюдателем,

6. психологическое насыщение.

Следует отметить, что основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он даёт возможность изучать психические процессы в естественных условиях.

Опрос - это специальный способ целенаправленного получения информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Особенность опроса заключается в его опосредованности и возможности массового проведения.
Вопрос - главный инструмент опросных методов. Ведь они являются не просто методом сбора данных, но и процессом человеческого общения. Главным же его инструментом и будет заранее сформулированный вопрос.

Опрос может быть устным (сбор фактов в процессе личного общения - интервью), так и письменным (опосредованным):

- анкетирование (составление письменного самоотчёта по предложенной исследователем программе). Использование анкет позволяет собрать большой фактический материал, однако при этом отсутствует контроль искренности ответов;
- личностные опросники, которые позволяют построить профиль личности (например, опросник Айзенка, 16-факторный опросник Кеттела).

Психологический эксперимент представляет собой намеренное изменение независимой переменной с целью наблюдения изменений зависимой.
Такое общее определение обусловливает его достоинства и преимущества:

1. выбор момента начала событий,

2. повторяемость изучаемого события,

3. изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными,

4. «жизненная близость» (экологичность), которая состоит не в количественных соотношениях показателей реальных и лабораторных условий, а в том, что эксперимент в лаборатории моделирует реальные условия и явления. 

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до» и «после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.


Методы, о которых шла речь до сих пор, являются исследовательскими - с их помощью учёный может установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить интимный механизм психических явлений. Другими словами, предмет исследований, осуществляемых посредством этих методов, совпадает с предметом психологии как науки.
Более того, психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. Такими методами являются тесты.
Тестирование - это система заданий, позволяющих определить уровень развития определённых психических качеств, состояния, процесса и свойства человека.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определённых способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности. Задача теста - определить, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, или объективно сравнить между собой различных испытуемых. Стандартизация достигается за счёт того, что тестом то или иное испытание становится после многократной его проверки на большом количестве людей.

Тесты делятся на три вида:

1. тесты способностей, которые измеряют уровень развития психических свойств;

2. тесты успешности измеряют степень навыков готовности к определённой деятельности;

3. проективные тесты выявляют наличие определённых психических свойств у человека.

Недостаток тестов состоит в том, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Краткое определение психологического теста даёт В.В.Столин, который считает, что тест - это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологии широко применяются различные методы их обработки, логического и математического анализа. Важно также подчеркнуть, что в современной психологии широко используются приёмы математической статистки, без которых невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях.

Итак, любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Психология не является исключением.


Заключение

Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но её основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой.

Бурное развитие психологического знания в современном обществе обусловлено реальными потребностями этого общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей.

Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека: государственные и силовые структуры, производство, политику, бизнес, здравоохранение и образование.

В результате проведённого исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания.

2. Психология -- единая научная дисциплина. Единство психологии, несмотря на разнообразие отраслей, определяется единым предметом и единым методом. Разные отрасли и парадигмы разрабатывают различные аспекты единого предмета психологии, используя различные методики в соответствии с единым методом. Психология обладает научным статусом потому, что ее объяснительные принципы и метод находятся в соответствии с общенаучными. Принципы взаимодействия, детерминизма и целостности имеют фундаментальное значение для всех конкретных научных дисциплин.

3. Предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины обладает собственной спецификой, отличающей его от предметов изучения в других дисциплинах. Специфика предмета психологии такова, что не допускает ни редукции вниз -- к нейрофизиологии, ни вверх -- к социологическим наукам, обладающим собственными предметами исследования, но требует согласования с ними.

4. В то же время психология разделяет общенаучные объяснительные принципы, общенаучный метод. Важнейшие проблемы психологии не могут быть ни поставлены, ни решены вне контакта с другими дисциплинами.

5. В данной работе нами было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Наряду с этим каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения.