Файл: Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля. Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Другой проблемой были ограниченные возможности передачи пространственной глубины на чёрном фоне. Но преимущества краснофигурного стиля всё-таки перевесили его недостатки.
Чернофигурная вазопись — один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII—IV вв. до н. э. Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение.
Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти.
Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига.
В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным. Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 г. до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII — начале VI вв. о н. э.
Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружены в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок.
Много изделий страдало от ошибок при обжиге. В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595—570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570—550 v. Chr.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.
После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски — белая и красная — впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. Украшенные росписью сосуды обычно небольшого размера и редко превышают высоту в 30 см.
Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибалы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. Часто расписывалась и керамика более сложных фигурных форм. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев.
ГЛАВА II. Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации.
Культура Древнего Рима складывалась при сильном влиянии двух древних культурных центров, которые передавали ему весь накопленный культурный потенциал.
С VIII по IV в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков. Изобразительное искусство этрусков отличалось своеобразным сочетанием качеств: при плоскостности и условности изображения их мастерам удавались выразительные движения и отличная композиция.
Этрусские скульптурные портреты связаны с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Урна с прахом хранилась в специальном помещении дома вместе с прахом других предков семьи; в семьях, располагавших усадьбой – в домашнем храме в саду. Ведь умершие члены семьи превращались в духов-покровителей. Истоки римского скульптурного портрета, ведущего жанра в древнеримском изобразительном искусстве, исследователи производят из этой традиции. Его канон характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображенного. Он заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета.
Традиции архитектуры и технологии строительства, созданные этрусками, были полностью переняты римлянами. Так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога. Были восприняты традиции строительства храмов на высоких основаниях и техника выведения сводов из клиновидных балок, что позволило строить круглые купольные храмы (ротонды). Кроме круглых строились и прямоугольные. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого только одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.
Воплощением всех этих традиций является сохранившийся до наших дней Пантеон – «храм всех богов» в Риме, построенный во II веке н. э. при императоре Андриане. Колонны для портика были доставлены за 2,5 тыс. км из каменоломен Клавдия в пустыне восточного Египта. Каждая из них весила 60 тонн. Отверстие (окулюс) в круглом куполе, сделанном из бетона, изобретенного римлянами, служило для освещения помещения. Кессоны – квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде – служили не только для облегчения конструкции, но и для создания впечатления парящего купола.
Гражданское строительство. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, – в VI в. до н. э. Древнейшим типом жилых построек были круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Центр городского дома составлял атриум – внутренний закрытый дворик. Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева – помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. Но в историю такая организация жилого пространства вошла под названием римский дворик.
Многие из римских культурных символов заимствованы у этрусков, например, шествия в честь победителя – триумфы; символ единения и боевого братства – фасция: пучок прутьев с командирским топориком в центре; бои гладиаторов. У этрусков это были ритуальные сражения пленных, приносимых в жертву богу Волтумне.
Римляне долгое время сохраняли веру в безличных и абстрактных духов, так воплощением богини Весты считался вечный огонь. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы; богом посевов был Сатурн и т.д. Божества в виде человеческого образа появились под сильным влиянием греческой религии. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс – с Аресом, Венера – с Афродитой, Юнона – с Герой, Минерва – с Афиной и др. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Римские изваяния богов являются или прямыми копиями греческих, или стилизированными репликами ее.
Влияние греческой культуры на римскую усилилось после политического поглощения Греции Римом. Греческие искусства – драматургия, поэтика, философия, архитектура и скульптура – приобрели статус классических образцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.
Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н. э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В VI в. до н. э. оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии и создания Римско-италийского союза как нового типа политического объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой экономической системы, существенных изменений социально-классовой структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры. Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны, завершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой -- был намечен путь к их преодолению.
Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.