Файл: Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля. Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Искусство Древней Греции - одно из самых значительных явлений мировой культуры. Эллада  вышла за пределы своих границ,  создав искусство, которое было понятно другим народам. Это искусство выросло из крито-микенских корней и на пути своего развития прошло несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII вв. до н.э.); архаику (VII-VI вв. до н.э); классику, которая в свою очередь делится на: раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450--400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323гг. до н. э.).
Керамика стала связующим звеном для передачи традиций между прошлым (крито-микенским) и неизвестным будущем. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, черную, белую, синюю краски. Композиции включали в себя как геометрические формы, так и образы живой природы. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название - вазы "камарес".

Эпоха геометрики долгое время  было недооцененной.  В Греции в это время не было ни развитых архистилей, ни монументальных скульптур, ни картин. Основой геометрического искусства стали  схематические статуэтки и большие расписные сосуды.В вазописи сложился геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появился излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так  и возник меандр, а затем и волнообразный орнамент. 
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. Изделия были большие и стройные.  Каждая часть сосуда отделена одна от другой, есть тулово - основная часть, есть горло, шейка, венчик, ручки, ножки.

В росписи сосуда, в его форме  была закодирована информация о мире. Форма ваз и  характер росписей становился все строже и монументальнее, а их декор от схематичной горизонтали (образ первостихии-воды) перешел к сложным, строго выстроенным образам. Мастера геометрической эпохи опирались на две главные традиции - минойскую силу чувств и микенскую логику. Стиль эпохи передает человекоподобная амфора высотой 1,5 метра , которая была надгробием.
Амфора, VIII в. до н.э., Национальный музей, Афины

Впервые у греков сосуд был связан с захоронением. Две огромные вазы устанавливались по одной оси, одна над другой. Одна была над землей как памятник, другая - в земле, в ней хранили пепел усопшего. Загробный мир был четко отделен от земного. Ничего подобного не было в критомикенскую эпоху, да и у других народов. На амфоре есть фигурная сцена, выполненная схематично. Это оплакивание человека. Оплакивание - важнейший ритуал, который исполнялся после смерти, для возвращения человека к жизни. Идея "вечного возвращения" выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание и траурный выезд к некрополю.


Главное в геометрических сосудах - из необычайная устойчивость, т.е. чувство внутренней весомости, опоры, то, что называют тектоникой.  Именно это качество стало неотъемлемым свойством зарождающейся архитектуры архаики.

 В эпоху архаики  (от греческого архайос - древний) (VII-VI вв. до н.э.) одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов и киликов для вина, пиксид для женских украшений. Сложились основные типы ваз, каждый из которых имел свое строго определенное назначение и форму.
В первой половине VI в. до н.э. вазопись расцвела в Коринфе. Здесь были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические,  символы-знаки уступили место образам. Для коринфской керамики характерны фризы животных - львов, пантер, леопардов.  Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На светлом фоне глины были написаны фигуры черного цвета. Однако они резко не выделялись, т.к. их контуры были процарапаны, а силуэты подсвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны пятна-розетки. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром, отсюда "ковровый стиль".  Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. 

Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль: на  светлом (красном) фоне распологались черные изображения. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля в самом широком месте, который назывался "клеймом". Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. В моду вошел обычай,согласно которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазе. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” , изготовленная гончаром Эрготимом и расписана вазописцем Клитием (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.


Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля или ранней классики (490-450 гг. до н.э.). Эта эпоха борьбы Греции с Персидской державой, становления демократии. Эпоха правления тиранов уходила в прошлое. На первое место выходит независимый человек, гражданин. Для строгого стиля характерен накал борьбы. Образы строго стиля были строгие, серьезные. Так как людей изображали низкого роста, и отсутвовала динамика. Однако складки одежды стали более мягкие и пластичные.Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им.

Вазописцев зрелой классики (450-400 гг. до н.э.) вдохновлял Парфенон и его скульптуры, что в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях более естественными, что придавало большую глубину изображению. Композиции изображений ещё более упростились. Художники особо ценили симметрию и гармонию. Ставшие опять более стройными человеческие образы излучали внутреннее, почти божественное спокойствие. Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой  классики — Гермонакс  и вазописец Ахилла, Мастер фиал,Полигнот, Клеофан и другие.

В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) — начиная с последней четверти V в. до н. э. — в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к "роскошному стилю" в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, оттеняющие рельефные украшения, что стало первой попыткой создания на вазах трёхмерных изображений. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.

К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.


ГЛАВА I. Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля.

1.1. Вазопись геометрического стиля

Вазопись геометрического стиля является тем видом искусства, который наиболее полно позволяет представить художественную культуру эпохи тёмных веков. Как отмечает М.В. Алпатов, «греческая вазопись находит себе «предков» в искусстве других средиземноморских народов. В искусстве Древнего Египта живопись занимала почётное место… Мы знаем также живопись Передней Азии с её тяжеловесными формами и фигурами. Критские и микенские фрески изображают одухотворённые женские лица либо изящных юношей с перетянутыми талиями. Среди народов средиземноморского круга только микенское искусство уже в XIII в. до н.э. предвосхитило греков в глиняных сосудах».

Расписные вазы становятся основными памятниками для реконструкции последовательности художественных процессов и их содержательного наполнения, происходивших в Греции в XI-VIII в. до Р.Х. Хотя ряд исследователей придерживается следующего мнения, что «вследствие замедленных темпов расшифровки древнего орнамента целые эпохи искусства остаются неизученными в духовном смысле… Язык геометрического искусства был символическим, знаковым. И, поскольку значение знаков не ясно, не ясен и вклад геометрики в духовную культуру античности» , всё же именно сосуды геометрического стиля позволяют получить свидетельства о кардинальных переменах, происходивших в недрах греческого общества, выступая подчас как важнейшие источники об этом периоде. По мнению М.В. Алпатова, высказанному относительно вклада вообще греческой вазописи в изучение древнегреческого искусства, «… мы предпочитаем вазовые рисунки всем остальным источникам».

По ряду каких признаков те или иные расписные вазы, объединяются понятием сосуды геометрического стиля? Прежде всего, сосуды геометрического стиля «… объединяет схема росписей: параллельные пояса. Проведённые чёрной или красновато-бурой краской, ритмично чередующиеся узоры меандра, треугольники, свастика. В отличие от эгейских мастеров, вазописец словно пытался скрыть, что его произведение выполнено рукой живого человека. Абстрактная, символическая живопись живёт своими канонами, непреложными, словно математические аксиомы». Как уже отмечалось в лекции, посвященной зарождению основ художественной культуры Древней Греции, именно особая система росписи сосудов, применяющая простые геометрические знаки, дала названия стилю, преобладающему в эпоху тёмных веков, — геометрический.


Б.Р. Виппер так определяет основные качества вазописи геометрического стиля, «основные свойства геометрического стиля становятся особенно наглядными при сравнении с критской керамикой. Всякий критский сосуд производит впечатление органического существа, как бы скрывает в себе органическую энергию: он словно растёт на наших глазах, набухает от наполняющей его влаги. Сосуд же геометрического стиля есть, прежде всего, конструкция: он состоит из отдельных частей, каждая из которых выполняет свою определённую, тектоническую функцию. Насколько критский сосуд похож на растение, настолько ваза геометрического стиля представляет собой предмет, построение. Критская ваза и по своей форме и по своей декорации как бы сливается с окружающим её пространством; ваза геометрического стиля замкнута в своих отвлечённых, непроницаемых стенках, изолирована от всего окружающего. Тектоническая ясность, с одной стороны, замкнутая величавость, с другой — придают керамике геометрического стиля монументальный характер». Именно в сосудах геометрического стиля постепенно складываются основные качества греческой художественной культуры: ритм, тектоника, пропорции, секрет которых, как утверждали пифагорийцы, составляет определённый порядок цифр. М.В. Алпатов отмечает, что «произведения греческой… вазописи чаруют глаз зрителя своим совершенством. Историки искусства объясняют это тем, что мастера придерживались одного правила и этим добились того, что искусство удовлетворяло «эстетике числа». Однако в произведениях, созданных греками, эстетика чисел сочетается с эстетикой выражения, правильность с духовностью».

По замечанию Ю.В. Андреева, «геометрический стиль вазовой живописи был далеко не первым вариантом абстрактно–орнаментального искусства, возникшим на греческой почве. На протяжении IV, III, II тыс. [до Р.Х.- С.З.] он имел длинный ряд предшественников и в известном смысле может рассматриваться как завершение данной художественной традиции, уходящей своими корнями в глубины неолита и ранней бронзы. К столь отдалённым временам восходят важнейшие декоративные мотивы…, в том числе мотивы меандра, свастики, розетки, двойного топора, «шахматной доски» и другие виды орнамента. Как уже давно стало ясно, все эти мотивы представляют собой очень древние и первоначально исполненные глубокого религиозного смысла солярно–земледельческие символы… Однако, став интегральной частью геометрической орнаментики, все эти мотивы уже отживших своё художественных систем как бы зажили новой жизнью, подчинённые строжайшей эстетической дисциплине, основанной на принципах математически выверенной гармонии, симметрии и порядка».