Файл: Глобальные международные финансовые организации (Международные финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день все большую роль приобретают глобальные международные финансовые организации, которые могут сыграть одну из ключевых функций как в восстановлении поврежденной экономики, повышении темпов развития экономики. Деятельность глобальных международных финансовых организаций во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютнокредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира. МФО создаются путем объединения капитала стран-членов для решения различных задач. К числу основных из них можно отнести: операции на международных валютных и фондовых рынках с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли, а также сокращения дефицита платежных балансов; кредитование государственных программ отраслевого и регионального развития и содействия малому и среднему бизнесу; инвестирование международных проектов в области инфраструктуры, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций; финансирование международной помощи, фундаментальных научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды. Деятельность МФО носит наднациональный характер. Они являются субъектами международного права и могут заключать договоры с государствами и другими международными институтами. Для достижения своих целей МФО используют широкий спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализов и управления рисками, привлекают к работе ведущие консалтинговые, аудиторские и страховые компании, научно-исследовательские центры и инвестиционные банки. Эффективность их функционирования в значительной степени зависит от интенсивности взаимодействия с правительственными учреждениями стран-членов. В зависимости от характера и масштабов деятельности МФО можно разделить на два типа: глобальные и региональные. Глобальные МФО осуществляют регулирование валютно-кредитных отношений в рамках всей мировой экономики. Они вносят существенный вклад в глобализацию хозяйственных связей. Среди ведущих МФО этого типа следует отметить Международный валютный фонд, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Организацию экономического сотрудничества и развития.


Сущность МФО

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Международные координирующие организации и организации - разработчики стандартов на международном уровне слабее, нежели государственные регулирующие органы на национальном. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, международные финансовые организации не обладают эффективными рычагами давления на страны (даже наиболее влиятельные международные организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация могут применить лишь слабые валютно-финансовые или торговые ограничения). Большинство серьезных инициатив в области регулирования мировой валютно-кредитной системы затрагивают интересы достаточно крупных групп стран. Принудить страны к согласию с этими инициативами международные финансовые организации не могут, а многие инициативы в области финансового регулирования эффективны лишь при их повсеместном внедрении (иначе возникают возможности для регулятивного арбитража). Поэтому большинство инициатив, с которыми выступают международные организации, носит компромиссный, половинчатый характер.[1]

Кроме того, целью создания Международных финансовых организаций является образование структур независимых от отдельных стран, и благодаря этому занимающих нейтральную позицию и способных защищать общие интересы всех стран - членов. Однако на практике развитые и богатые страны, как правило, обладают большим влиянием на международные организации нежели развивающиеся. Поэтому рекомендации Международного валютного фонда или Всемирного банка зачастую могут восприниматься как отражающие позицию США и стран Западной Европы, что подрывает доверие к этим рекомендациям. Необходимым составляющей прогрессивной вселенской валютно-кредитной и экономической системы считаются международные валютно-кредитные и денежные организации. Непросто в наши дни найти человека, не слышавшего о Международном валютном фонде или Всемирном банке

Возникновение международных финансовых организаций было объективно обусловлено тем, что участники международных валютнокредитных отношений имеют, как общие для всех интересы (стабильность валютно-кредитной системы, быстрое и бесперебойное прохождение платежей), так и свои национальные, региональные и (или) частные интересы. Естественно, страны, компании, банки склонны ставить частные интересы выше региональных или национальных интересов. Примером этого может служить политика жесткого протекционизма, проводимая большинством стран в период Великой депрессии (1929–1930-е гг.). Британский экономист Дж. Робинсон дала этой политике исчерпывающее название "политика разорения соседа". В краткосрочной перспективе подобная политика может привести к определенному выигрышу, но в долгосрочной – от ее реализации проигрывают все, включая страну, проводящую такую политику. Поэтому для эффективного функционирования мировых финансов необходимы определенные структуры, заботящиеся о защите общих интересов участников экономической деятельности и международного валютно-кредитного рынка. На уровне национальной экономики такую роль выполняют государственные органы, контролирующие деятельность компаний и банков и осуществляющие перераспределение финансовых ресурсов через кредитно-банковскую и финансовую системы. На общемировом уровне эту функцию выполняют различные международные валютные, кредитные и финансовые организации. Первые международные организации, действующие в экономической, в том числе и финансовой сфере, зародились еще в Средние века. Наиболее ярким их представителем является знаменитый Ганзейский союз, объединявший вольные торговые города Северной Европы. Важную роль в средневековой европейской экономике играли также международные банкирские и торговые дома. В XIX в. появляются уже знакомые нам формы межгосударственной экономической и финансовой интеграции•, тарифные, таможенные и денежные союзы, взаимодействие эмиссионных банков колоний и протекторатов с центральными банками метрополии и т.д. Однако значимость большинства из этих форм была невелика, что объясняется рядом факторов. Во-первых, в данный период технологии транспорта и связи были развиты слабо, поэтому возможности быстро связаться, согласовать свои действия, выработать единую политику у государственных органов были невелики. Во-вторых, в XIX в. глобализация мировой экономики была существенно меньше, чем в наши дни. Потенциальные выгоды от регулирования международных экономических отношений были не столь велики, чтобы оправдать издержки организации такого наднационального регулирования. Кроме того, финансовые технологии в этот период также были развиты слабо, что ограничивало набор рычагов влияния на международные валютно-кредитные и финансовые отношения, доступных для государств. Ситуация радикально изменилась к 1920-м гг. Усложнение производственных технологий привело к углублению международного разделения труда и возросшей взаимозависимости стран мира, а развитие технологий транспорта и связи повысило оперативность международной координации действий. Ряд международных организаций, созданных в этот [2]период (Банк международных расчетов, Международная торговая палата) действует и в настоящее время, являясь важными элементами инфраструктуры мирового финансового рынка и мировой экономики. Тем не менее в целом в этот период международные организации еще не играли существенной роли в мировой экономике. Это связано с тем, что существовали экономические предпосылки к развитию международных организаций, но отсутствовали предпосылки политические. В условиях сохранения международной напряженности и постоянных конфликтов страны были не готовы поступиться частью своего суверенитета в пользу международных организаций. Такие предпосылки сложились лишь после Второй мировой войны. Во-первых, после разгрома гитлеровской Германии и се союзников, капиталистический мир стал сравнительно един в политическом отношении. Во-вторых, война продемонстрировала издержки разрешения конфликтов силовым путем и стимулировала поиск компромиссов, в том числе и за счет передачи спорных вопросов в сферу компетенции международных организаций. Уже в 1944 г. было подписано соглашение о создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). К настоящему времени в мире функционирует несколько сот государственных и негосударственных международных организаций. Основной функцией международных валютно-финансовых организаций является защита общих интересов участников мирового финансового рынка и мировой экономики. Можно выделить три основных направления реализации этой функции. Первое направление состоит в том, что международные финансовые организации (МФО) осуществляют управление общими валютно-финансовыми ресурсами. В частности, для устойчивого и стабильного развития мировой экономики целесообразно оказывать поддержку странам, испытывающим временные трудности (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, неурожай и т.д.). Однако зачастую проблемы одних стран для других являются возможностью усилить свои экономические и политические позиции. В этом случае странам, столкнувшимся с проблемами, помощь не оказывается или оказывается на очень жестких условиях. [3]Поэтому необходимы международные аналоги касс взаимопомощи, консолидирующие средства своих членов и использующие их для льготного кредитования проблемных стран (международные банки и фонды). МФО осуществляют кредитование и финансирование (во многих случаях – на безвозвратной основе) приоритетных для мира в целом или отдельных регионов проектов (экология, образование, борьба с преступностью и т.д.). Естественно, отдельные страны и сами финансируют такие проекты. Однако, чаще всего, при этом финансируются те проекты, которые наиболее значимы для соответствующих стран. В результате финансирование важного направления осуществляется неоднородно, что снижает его эффективность. К примеру, каждая конкретная страна, финансируя борьбу с преступностью, прежде всего, концентрируется на борьбе с преступлениями, совершаемыми на ее территории. В то же время, финансирование борьбы с иностранными преступниками, находящими убежище в стране, финансируется по остаточному принципу. Подобный подход снижает эффективность деятельности правоохранительных органов во всех странах. Проблемы, связанные с неоднородностью финансирования, преодолеваются при помощи целевых международных фондов, финансирующих те проекты, которые систематически недофинансируются на национальном уровне. На практике взаимодействие с международными организациями, управляющими валютно-кредитными и финансовыми ресурсами, играет не слишком большую роль в большинстве национальных экономик.


Международный валютный фонд

Международный валютный фонд, (МВФ)— валютный фонд Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определённых условий и рекомендаций. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

В течение последующих трех десятилетий МВФ оставался наднациональным центральным банком, осуществляющим регулирование всей международной валютно-финансовой системы в ее кейнсианском, а затем и неокейнсианском варианте. Разразившийся в первой половине 1970-х гг. международный валютный кризис и последовавший за ним в начале 1980-х гг. кризис международной внешней задолженности развивающихся стран вынудили фонд разработать новую модель своего участия в международной валютной системе. Эта модель сводила практическую деятельность МВФ к организации, осуществлению и регулированию внешнего финансирования экономического развития стран-должников в его монетаристском варианте.

Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Большую часть своих займов МВФ предоставляет в долларах США. За время существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон, округ Колумбия (США). Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке. В настоящее время членами МВФ являются 188 государств, включая все бывшие республики Советского Союза. Россия вступила в МВФ в 1992 г. и считается преемницей СССР.

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчетов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платежных [4]балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Несмотря на то, что фонд является специализированным учреждением ООН и участвует в работе Экономического и социального Совета ООН, он функционирует на независимой основе и имеет собственный устав, структуру управления и финансовые ресурсы. МВФ является основой современной международной валютной системы (и Бреттон-Вудской, и Ямайской).


Согласно Уставу МВФ имеет следующие официальные цели:

1) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

2) содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости, реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

3) способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимуществ в конкуренции;

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов и международной платежной системы по текущим операциям между государствами-членами, а также содействовать устранению валютных ограничений, сдерживающих рост мировой торговли;

5) за счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий обеспечивать возможность исправления диспропорций в их платежных балансах, не применяя мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

6) сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов и сокращать масштабы этих нарушений.

Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. В сфере долгового регулирования фонд активно взаимодействует с группой ВБ, которая была создана одновременно с МВФ для содействия долгосрочному экономическому развитию, в частности с помощью финансирования инфраструктурных проектов.

Группа всемирного банка

Группа Всемирного банка (ВБ) Главная цель Всемирного (Мирового) банка (ВБ) – создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций. МВФ и группа ВБ дополняют деятельность друг друга. МВФ уделяет особое внимание макроэкономическим показателям, а также макроэкономической политике и политике в отношении финансового сектора, тогда как Всемирный банк занимается главным образом вопросами долгосрочного развития и сокращения бедности. В его деятельность входят кредитование развивающихся стран и стран с переходной экономикой в целях финансирования проектов в области инфраструктуры, реформы определенных секторов экономики и расширение структурных реформ. МВФ, напротив, предоставляет финансирование не для отдельных секторов экономики или проектов, а для общей поддержки платежного баланса страны и международных резервов на время принятия страной мер по преодолению возникших трудностей. В группу ВБ входят пять международных глобальных организаций, из которых три – кредитные: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР). Поэтому Всемирный банк структурно представляет собой группу кредитно-финансовых глобальных организаций, и принято говорить о группе ВБ. МБРР предоставляет долгосрочные ссуды в целях реализации проектов, имеющих ключевое значение для хозяйственного развития стран-заемщиков. Эти проекты осуществляются в различных отраслях экономики, включая сельское хозяйство и промышленность, энергетику и транспорт, образование и здравоохранение. Условия предоставления кредитов МБРР достаточно льготные: они предоставляются сроком до 17 лет, причем в первые пять лет выплачиваются только проценты (льготный период кредита). Для Всемирного банка его акционерный капитал – это лишь своего рода гарантийный фонд, не расходуемый в текущих сделках.[5][6][7]


Европейский центральный банк

На первых этапах своего развития европейская интеграция была связана преимущественно с реальным сектором и практически не затрагивала валютно-кредитную сферу стран-членов. Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы поставил перед европейскими странами новые задачи. Нестабильность валютных курсов затрудняла экономические связи между европейскими странами и в 1972 г. центральные банки стран ЕС ввели режим совместного плавания курсов валют стран ЕС к валютам третьих стран ("европейская валютная змея"). В рамках данного механизма были фиксированы максимальные и минимальные курсы валют стран ЕС друг к другу и к доллару США. Если курс национальной валюты страны ЕС выходил за рамки установленного диапазона, центральный банк этой страны должен был проводить валютные интервенции с целью возвратить его в эти рамки.

В 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС), основанная на использовании единой европейской расчетной единицы ЭКЮ, единого механизма поддержания стабильности курсов валют стран ЕВС друг к другу и создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). Европейский фонд валютного сотрудничества, сформированный за счет средств стран-членов и предоставлявший кредиты центральным банкам для осуществления валютных интервенций, ознаменовал качественно новый этап европейской валютной интеграции. На этом этапе взаимодействие центральных банков уже не ограничивалось координацией мер валютной политики, но и подразумевало совместное использование общих финансовых ресурсов при осуществлении единой валютной политики.

Следующим этапом европейской валютной интеграции стало создание Европейского валютного союза, в рамках которого были углублены элементы европейской валютной интеграции. Курсы национальных валют стран-членов в 1999 г. были жестко фиксированы друг к другу. Вместо ЭКЮ была введена новая наднациональная денежная единица евро, причем в отличие от расчетной единицы ЭКЮ, использовавшейся преимущественно в межгосударственных расчетах, евро предназначалось и для частного использования. В 2002 г. были введены в обращение наличные евро, а национальные валюты стран ЕВС постепенно были замещены на евро. Европейский валютный институт в 1998 г. был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ).

На евросистему возложены четыре основных функции. Во-первых, ЕЦБ и национальные центральные банки реализуют денежно-кредитную политику (ДКП). Основной задачей ДКП является обеспечение ценовой стабильности (т.е. поддержание инфляции на стабильно низком уровне). Промежуточная цель – поддержать уровень краткосрочных ставок на едином денежном рынке зоны евро, влияющий на ставки по кредитам конечным заемщикам и, соответственно, на общий спрос и уровень цен в экономиках зоны евро.