Файл: Правовые меры защиты информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Правовое регулирование также регламентирует лицензирование деятельностей, страхование, патентование и т.д.)

Появление информационного права обусловлено след. причинами:

1. инф-я приобретает характер товара, включенного в гражданский и иной оборот

2. в связи с развитием средств вычислительной и иной инф. техники

3. с переходом общества на стадию постиндустриальное инф. общества

4. с возможностью воздействия инф-и на психику людей.

Инф. право изучает инф-ую сферу как сферу правового регулирования, связывают со сферой человеческой деятельности, направленную на сбор, сохранение, создание и потребление инф-и. Изучаются только общественные отношения в данной сфере, предметом являются только совокупность инф. правоотношений, т.е. общ. отношений, регулируеых правом в инф. сфере.

Объектом инф. права является инф-я как объект правового регулирования.

Метод правового регулирования - способ, прием воздействия на объект регулирования. В инф. праве используется комплексный метод правового регулирования. Все методы, входящие в этот комплекс можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные методы основаны на неравенстве участников правоотношений (гос-во и гражданин) и установлении жесткой однозначной модели поведения. Такие методы использованы при правовой охране и защите гос.тайны. Диспозитивные методы основаны на равенстве участников правоотношений и здесь обычно устанавливают дозволения, согласования, рекомендации, поощрения и законодатель ограничивается предпочтительной моделю поведения.

Инф. право относят к комплексным отраслям права. Инф. право взаимосвязано с другими отраслями права:

1. конст. права - регулирует ряд общих вопросов, таких как свобода мысли, слова, массовой инф-и, вопросы, связанные с федеральной инф-ей, разграничением доступа, личной, семейной тайной, тайной телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений и отправлений.

2. административное право - взаимосвязано с инф. правом - подходы к изучению и тд. Адм. право рассматривает сферу гос. управления части инф. отношений, устанавливаются ситуации привлечения к адм.-правовой ответственности в данной сфере.


3. уголовное право - устанавливаются виды преступлений в инф. сфере

4. международное право

5. гражданское право - право интеллектуальной собственности, авторское, патентное право.

Источники инф. права:

1. международные акты

2. док-ты, общие для всех отраслей права (Конституция РФ, ФКЗ)

3. специальные федеральные законы. Помимо этого есть специально принятые подзаконные акты в сфере регулирования инф. права

4. Обычаи в сфере инф. деятельности

5. Отдельные нормы законодательства

6. Судебная практика (определения и постановления конст. суда РФ на уровне ФЗ, постановления верховного суда РФ, обзоры судебной практики)

7. Стандарты, технические регламенты, принятые в данной сфере.

Принципы инф. права:

Под принципом права понимаются фундаментальные положения отрасли права, основополагающие правовые идеи, закрепленные в основных нормах права, как нормы наиболее общего характера.

1. принцип законности - заключаетя в том, что субъекты инф. правоотношений должны соблюдать конституцию и законы РФ

2. открытости информации - заключается в том, что ни одна гос. структура или иная организация не могут вводить ограничения на доступ к инф-и. Такие ограничения могут вводиться только ФЗ.

3. приоритета международного права над внутригосударственным (Конвенция о защите прав граждан на персональные данные при автоматической обработке инф-и)

4. принцип оборотоспособности информации - основан на юр. св-вах инф-и и только ввиду оборотоспособности инф-и возможно формирование инф. права

5. принцип собственности и экономической целесообразности - правовая ЗИ не может затрагивать лежащие в основе экономики российского общества основополагающие нормы в отношении собственности

6. баланса интересов субъектов правоотношений и их взаимная ответственность

7. комплексной защиты информации - защита информации осуществляется всей системой права.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.


Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

К основным принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

принцип соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

принцип открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающий информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

принцип равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающийся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;


принцип приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

составляют основу информационного права. "Всеобщая декларация прав человека", которая была провозглашена в 1948 и ст.19 данного документа говорит о том,что человек имеет свободу придерживатся своих изменений и т.д.

Нормы этого документа были ратифицированы в конвеции Совета Европы " О защите прав человека и основных свобод" в 1950г.

Международный пакт "О гражданских и политических правах",который был принят в 1966г. Для СССР вступил в силу 1973 году.

При принятии Конституциии 1993г. закреплены в ст.29.п4. Право на доступ к информации- ст.41,42.Ряд норм конституции РФ,которые устанавливают частные аспекты информационных и свобод.-ст. 44,33,24,29,41,42.

В соответствии со ст.51 Кон-ии РФ конституционные права и свободы могут быть ограниченны лишь в той мере в кот-ой это необходимо для защиты основ конституционного строя,нравственности,здоровья,прав и законных интересов других лиц,обеспечение обороноспособности страны и государства.-никаких других условий для ограничения конституционных прав нет.

в ст.23,24 устанавливается право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну и говорит о том,что сбор,хранение и использование инф-ии о частной жизни лица не допускается без его согласия.

Информационные права и свободы может ограничивать защита иных видов конф-х тайн,если это предусмотренно федеральным законом

не допускается пропаганда и разжигание социальной,рядовой,религиозной вражды.

Закон об "Информации,информационных технологииях и з.и." говорить о возможности взыскания,в порядке привлечения к гражданско-правовой ответственности,материального ущерба, возникшего в связи с непредоставлением информации, а также о возможности взыскания морального вреда.

КоАП-ответственность за сокрытие, умышленное искажение информациии об экологической обстановке(ст.8.5)

УК-уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан


В соответствии с ФЗ "Об инф...":

Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП:

-административная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации

-за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии с УК РФ:

-уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в определенном порядке док-ов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина и ведомо ложной, неполной инф-и, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан

-Всеобщая декларация прав человека

-Международный пакт о гражданских и политических правах