Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА, ЕГО ЧЕРТЫ
1. Причины формирования международного рынка труда
1.2. Плюсы и минусы международной миграции рабочей силы
Глава 2 РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА
2.2 Перспективы развития рынка труда
Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первой (о непрерывности социального движения) нормы поведения, ложащиеся в основу какого либо социального движения и его идеология определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание рациональным действиям индивидов.
Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.
Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.
Международный рынок труда складывался и развивался, к сожалению, без участия бывшего СССР. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы. Тогда же в России начали закладываться правовые, экономические и юридические основы, необходимые для выхода на этот рынок. Право на экспорт рабочей силы из РФ провозглашено Постановлением Верховного Совета СССР от 19.04.91 “О занятости населения РСФСР”, действующем на территории России и в настоящее время. Названными законами правовое поле деятельности в сфере экспорта рабочей силы ограничиваться не может. Увы, до сих пор отсутствуют важные межгосударственные договоренности, способствующие получению рабочей визы для россиян. Это приводит к тому, что многие наши соотечественники на свой страх и риск выезжают за рубеж по туристической визе и пытаются найти работу.
За прошедшие годы Российская Федерация заключила соглашения по миграции рабочей силы с Германией, Францией, Швейцарией и др. Федеральная миграционная служба России обеспечивает реализацию установленных этими соглашениями квот не более чем на 20-25%. Одно из существенных причин этому является не отсутствие претендентов, а слабое знание ими иностранных языков.
Но одновременно с этим государство должно обратить свое внимание на удержание необходимых кадров в стране, а для этого нужно создать условия работы пригодные для современного мира. Необходимо бороться с «утечкой умов» в страны Западной Европы и Америки. Обеспечить поток человеческого капитала из других стран, который бы вкладывал в развитие России силы и умения, а также опыт других стран, обращая внимание на возможные проблемы этнического, национального и социального характеров.
Если подвести итоги работы, то можно выявить следующее:
1. Основные причины миграции рабочей силы – состояние рынка труда внутри страны и различия в уровне оплаты труда в принимающей стране и стране – экспортере рабочей силы. Основное направление движения рабочей силы – из развивающихся стран – в развитые. Миграция рабочей силы повышает эффективность использования трудовых ресурсов в мировом масштабе и способствует увеличению производства.
2. Выезд рабочей силы из страны-донора при наличии значительной безработицы смягчает ситуацию на рынке труда, за счет денежных переводов из-за границы положительно отражается на платежном балансе страны, экономит расходы бюджета на социальные нужды и др. В то же время бюджет лишается части своих доходов (налогов). Для принимающей страны последствия иммиграции также противоречив. С одной стороны, иммигранты увеличивают совокупный спрос, страна экономит средства на образование и подготовку рабочей силы. С другой стороны, приток иностранной рабочей силы может вызывать напряженность на внутреннем рынке труда, национальные, религиозные, этнические конфликты.
3.Государственное регулирование миграции рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства и международных соглашений. Иммиграционная политика, проводимая государством, предполагает контроль за притоком рабочей силы в страну и, как правило, предусматривает установление иммиграционной квоты, нормирование продолжительности пребывания в стране, требования к образованию, стажу работы, возрасту иммигрантов.
4. В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, проявляют интересе к работникам младшего медицинского персонала, домашним работницам и няням, строителям, лесорубам, сварщикам. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос.
5. Высокооплачиваемую работу могут получить лишь квалицированные профессионалы, которые едут в основном в страны Западной Европы, США и Канаду. Широко распространена «утечка мозгов». Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды, – в 50– 60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80 – 100 млрд. долл. в год.