Файл: Лидером рождаются или становятся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наставнический — оказывается посильная поддержка не способным, но настроенным на выполнение задачи людям;

поддерживающий — предусматривает партнерство, мотивацию коллектива, руководитель предоставляет команде возможность принимать решения, корректируя их направление на качественный результат;

делегирующий — актуален только в команде с высоким уровнем ответственности, креативности, опыта и знаний.

Согласно ситуационной модели лидерства, разработанной Херси и Бланшаром, между степенью развития команды и стилем управления существует прямая связь. Директивный стиль используется для взаимодействия с персоналом на низкой стадии развития, наставническийстиль— для команды на средней стадии. Поддерживающий стиль актуален при отсутствии у сотрудников мотивации, а делегирующий — только в высокоразвитом коллективе.

Понятия “руководитель” и “лидер” тесно взаимосвязаны между собой, поэтому руководитель и лидер должен быть одним лицом, иначе говоря, руководителю должны быть присущи качества лидера. В современной литературе существует две точки зрения на лидерские качества. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Другая точка зрения заключается в том, что лидерские качества развиваются, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера - такие, как острое внимание, хорошая память, способность к продуктивному мышлению. Лидерские качества могут развиваться целенаправленно в процессе овладения навыками профессиональной деятельности.

За свою трудовую деятельность, начиная с производственной практики и заканчивая сегодняшним днем, мне не довелось встретить лидера среди своих руководителей, подчиненных, коллег. Большая часть из них  не придавала смысл деятельности сотрудников, не ставила все более высокие цели, не вдохновляли сотрудников их достигать. Они выполняли функциональную роль менеджера – контроль, постановка задач, и часть своей исполнительской работы.

Автор книги «Управление персоналом», Егоршин А.П. говорит, что право на власть приобретается лидером в ходе формирования группы последователей и заключается в принятии решений. Лидерство построено на проникновении целей в сознании людей, однако зависит от состава людей.

Позвольте, в качестве примера лидерства, привести одного из современных личностей – Ярослава Брина ­- видеоблогер, фитнес тренер, бодибилдер, эксперт в области здорового питания и образа жизни.


Известность завоевал благодаря своему блогу BringBlog. В блоге Ярослав делится продуктивными методиками похудения, построения рельефной мускулатуры, составляет программы фитнес тренировок, уделяет большое внимание рациону правильного питания.

Любовь к самообразованию и саморазвитию подтолкнули Брина на изучение литературы по фитнесу, бодибилдингу, основам правильного питания и биомеханики.  Ярослав был даже освобожден от посещения лекций по физкультуре – настолько глубоки были его познания в этой области.

Ярослав Брин интересная многогранная личность. Он играет на нескольких музыкальных инструментах, был в составе рок-группы, писал стихи. Он – примерный семьянин, с женой воспитывает  сына. При этом успевает заниматься спортом и бизнесом.

Почему же для меня он является лидером?

Для ответа на этот вопрос, попробуем рассмотреть те качества, которые для меня являются определяющими:

  1. Новаторство – он первый, кто к подходу здорового питания стал относиться с позиции точных наук, и научно обоснованных действий.
  2. Он вдохновляет на саморазвитие – но это скорее внутреннее желание наблюдателя быть как ОН, чувство подражания.
  3. Он работает по своим целям, а зритель (назовем его условно подчиненным его взглядам) устремляясь за его достижениями
  4. В его проектах, по эффективному снижению веса, он не контролирует, он возлагает данную задачу на плечи своих зрителей или участников
  5. Он энтузиаст
  6. Дает импульс движению, показывая результаты своего труда

Но, как говорит сам Ярослав, все то, что он достиг, это бесконечное упорство и труд.

Лично меня, он вдохновляет прежде всего тем, что он лидер-профессионал. На мой взгляд, никакой харизматичности в этом человеке нет, он скорее прямолинеен, и строг в своих суждениях. Он достиг своих высот упорным трудом, и значительно выделяется от других глубокими познаниями в своей области. Его хочется слушать, и познавать, как «энциклопедический словарь» - он источник знаний.

С развитием рыночной экономики, процесса демократизации общества, стали возможны отношения «лидер-последователь». Становление в мире частного бизнеса, поиск путей интенсивного развития компаний определили социальный заказ на развитие теории лидерства.


В теории определились три концепции лидерства

  1. Концепция лидерских качеств – лидеры имеют уникальный набор качеств – внешность, темперамент, интеллект и так далее.
  2. Концепция лидерского поведения – уникальность поведения присущая лидеру – стили руководства, сосредоточенность на работе или человеке и так далее.
  3. Концепция ситуационного поведения – модели поведения лидера меняются в зависимости от ситуации. (Модель Фидлера, модель Танненбаума-Шмидта)

Мне кажется, что лидерство надо рассматривать не со стороны потенциального или существующего лидера, а со стороны последователей за ним. Именно они делают из человека лидера. Каждый ведомый, двигаясь за ведущим, каким либо образом удовлетворяет свои желания, и стремится за лидером получая от него то, что он видит в нем.

И в таком подходе, не от лидера к подчиненным, а наоборот, становится более ясны взгляды на то, как стать лидером.

Давайте затронем несколько часто встречаемых характеристик присущих лидерам и посмотрим на них с другой стороны.

- Активное внимание. Проявление активного внимания к человеку, вызывает у него положительные впечатления от того, кто ему их дарит. Желание быть любимым

- Отражение мыслей подчиненных – вызывает ощущение понимания. Подчиненный чувствует, что с ним разделяют взгляды. Быть понятым – важная составляющего любой социальной личности

- Физиологические аспекты – рост, внешность и так далее – желание быть таким же, подражание.

- Ум, логика и другие интеллектуальные качества – с одной стороны, признание более сильного человека, и с другой возможность получения помощи от лидера

Лидер – это человек, который развил в себе то, что нужно его последователям. Лидер в одном коллективе, может совершенно не быть им в другом месте. Все зависит только от того, что он может предоставить своему потенциальному последователю.

Заключение.

Проанализировав большое количество литературы и статей по менеджменту и психологии, можно сделать вывод, что лидером не рождаются, а становятся. Даже сам поиск литературы показал, что на рынке книг в топе бестселлеров большинство предлагаемых лидеров, это авторы, описавшие правила успеха и способы создания «идеальной» личности. Но в тоже время сильное влияние на проявление лидерских качеств оказывают условия, в которых растет человек и окружение, которое диктует ему манеру поведения и учит принятию решений.