Файл: ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Объектом исследования является этика деловых отношений в современном мире.

Цель работы – выявление основных правил успешного поведения работника в сфере деловых коммуникаций.

Жизнь можно сравнить со сценой, в которой у каждого из нас своя роль как у профессионала, члена семьи или друга. Вне зависимости от роли, игра всегда становится лучше благодаря хорошим манерам. Этика делового общения – это не простая формальность, это возможности - возможности быть вежливым, проявлять уважение по отношению к другим людям, знать и уметь уместно себя вести в профессиональном мире, продвигаясь по карьерной лестнице выше.

В современном жестком деловом мире одной компетентности недостаточно для сотрудника, который хочет добиться карьерных высот. Способность ладить с людьми и позволить им чувствовать себя комфортно жизненно необходимы для успеха любого человека. Этика делового общения, качественная деловая одежда, аксессуары, уместный макияж, грамотная речь, жесты, соответствующие деловому общению – все это придает определенный лоск, который поможет завоевать доверие руководства, коллег и партнеров по бизнесу.

Понимание того, как следует себя вести в самых разных профессиональных ситуациях, не только сделает человека более уверенным в себе и приятным в общении человеком, но и даст возможность построить прочные и эффективные отношения с коллегами и партнерами по бизнесу. При сегодняшней колоссальной рабочей мобильности, растущей популярности командного подхода к бизнесу и необходимости учитывать различные культурные и поколенческие особенности, в связи с чем на глобальном рынке личные навыки приобретают особую ценность. Сегодня, как никогда, они – истинный ключ к профессиональному успеху.

Этикет и этика в современном понимании

Этикет – это дом, фундаментом которого является этика. Когда два человека встречаются и их поведение начинает влиять друг на друга возникает этикет. Этикет – это не жесткий набор правил. Это то, как соприкасаются жизни людей. Таким образом, этика – это составная часть этикета[1].

Одна из отличительных черт человека, который знает этикет, – это то, что он никогда не привлекает к себе внимания своей неуместностью и ошибками. Поскольку когда все нормально, когда действия человека, его слова, его внешний вид соответствуют ситуации, то он и те, кто его окружает, могут целиком и полностью сосредоточиться на содержании деловых коммуникаций. Достаточно допустить промах хоть в одном из этих аспектов, и все внимание сразу же переключается на ошибку. Тщательно продумывая свои поступки, слова и внешний вид, стараясь улучшить свое поведение во всех трех аспектах, можно в значительной степени повысить качество деловых отношений и деловых коммуникаций.


Суть этикета и этики, как его составной части, в том числе в сфере делового этикета, заключается в следующем: можно притворяться кем угодно, но это лишь пустая оболочка, которая со временем обязательно разрушится. Во взаимодействии с людьми нужно быть всегда собой – вот что по-настоящему важно. В связи с этим знание и глубинное понимание основ этики деловых коммуникаций, делового этикета при взаимодействии с коллегами, руководством и тем более клиентами компании, помогут современному деловому человеку выйти на новый уровень бизнес-коммуникаций, позволяющим добиться нового желаемого уровня профессиональных высот.

Этичное поведение в отношении коллег – это не только про честность. Этика в деловых коммуникациях – это справедливое отношение ко всем, отказ от дискриминации, уважительное отношение, уместность к ситуации, готовность оказать поддержку и поделиться информацией, необходимой коллегам для эффективного выполнения своей работы.

Внешний вид делового человека в современном мире

Вещи современного человека умеют говорить: и с ним и о нем. Именно по этой причине в современном деловом мире столько внимания уделяются выбору делового гардероба (множество книг, масса тренингов, статьи в журналах и проч.).

Одинаковые ли требования делового гардероба для каждого современного делового человека? Ответ однозначный: нет.

Если для юриста, финансиста, маркетолога, аудитора или руководителя крупной монопольной компании важна статусность его гардероба, важны высококачественные материалы, классический крой, дорогие «мелочи» (запонки, ручка, записная книжка, визитница и прочее), то для IT-специалиста, SMM-менеджера такие вещи могут оттолкнуть от него потенциальных клиентов. Поэтому при выборе гардероба необходимо исходить из профессии и ожиданий делового человека в каждом конкретном случае.

Однозначно умение одеваться соответственно обстановке и духу компании, в которой работает человек, даст ему преимущество над коллегами. Профессиональный внешний вид лишь укрепит его репутацию на работе. Однако, на мой взгляд универсальными являются следующие правила для гардероба современного делового человека[2]:

1. Одеваться в сдержанном стиле, поскольку элегантность и сдержанность всегда были отличительной особенностью хорошо одетых людей.


2. Одеваться для работы, о которой работник мечтает, а не для той, которую он имеет (можно посмотреть, как одет руководитель или сотрудник отдела продаж (маркетинговой/юридической службы), куда человек мечтает попасть). Однако не нужно забывать и о своем собственном стиле, соблюдая при этом определенный уровень формальности. Также не стоит нарушать корпоративный дресс-код.

3. Понимать, что внешний вид сотрудника, - это определенное отражение компании, представителем которой он является. В связи с этим, работнику при выборе своего гардероба стоит опираться на деловую культуру и образ компании в современном деловом мире.

4. Одежда должна быть чистой и аккуратной. Мятый деловой костюм, «цокающие» туфли на железной набойке (не секрет, что современный деловой человек использует полиуретановые набойки), чулки в сеточку, потрепаные шлепанцы, сбитые каблуки, должны остаться дома, поскольку они будут неуместными в гардеробе современного делового человека любой профессии.

5. Одежда не должна быть слишком откровенной, поскольку это не приемлемо ни на одном месте работы. Деловой стиль одежды позволяет коллегам, руководителям и клиентам сосредоточиться на работе, а не на внешнем виде сотрудника.

6. Одежда должна соответствовать времени суток: не стоит приходить на работу в одежде, более подходящей для вечернего времени суток.

7. Не стоит в деловом гардеробе слепо следовать веяниям моды, поскольку зачастую «последние тренды» не совместимы с гардеробом современного делового человека. Необходимо учитывать веяния моды, пересматривать свой гардероб на предмет его соответствия современным требованиям в одежде, обуви и аксессурах, не скупиться на приобретение новых качественных вещей, поскольку это является инвестицией в себя.

Этика общения подчиненного с руководителем

Люди приходят в компанию, а уходят от руководителей[3]. От руководителей обычных работников отделяют власть и ответственность. Руководитель обладает властью требовать от работника определенной работы. Он же отвечает за работу сотрудников перед теми, кто занимает более высокое положение.

Этика делового общения подчиненного с руководителем:

1. Не допустимо тратить время руководителя впустую. Необходимо говорить четко и конкретно, держать наготове все необходимые документы и дополнительные материалы.


2. Необходимо высказывать предложения и замечания в тактичной форме.

3. Необходимо быть членом команды, достойно и ответственно выполнять порученную работу в соответствии с уровнем своей компетенции, заблаговременно уведомляя руководителя о невозможности выполнить поручение в срок.

4. Не следует оспаривать точку зрения начальника у вышестоящего руководства (этичнее будет обсудить этот вопрос после совещания).

5. Следует принимать как похвалу, так и критику. Ценным для руководителя является признание сотрудником своей вины, а также принесенные извинения с конкретными предложениями способов исправления допущенной ошибки.

В целом, подчиненному сотруднику следует относиться к руководителю так, как он бы хотел, чтобы относились к нему, а также выполнять порученную ему работу в соответствующие сроки и в соответствии с порученным заданием.

Важность знания и понимания основ этичного поведения на рабочем месте достатно очевидна. В одной из компаний, в которой я работала, трудился достаточно длительное время молодой мужчина. Его успехи в работе были очевидны руководству и коллегам, однако на освободившееся место руководителя его не назначили. Как пояснило руководство, поводом стало то, что молодой мужчина не мог вести себя достойно на совещаниях, не уважал время руководства, не мог донести необходимую информацию сжато, позволял себе зевать и смеяться на совещаниях, качался на стуле и прочие вещи. Казалось бы элементарные правила уместности в поведении, уважения к коллегам, к руководству, но их важность не была учтена в работе, что привело к тому, что молодой специалист не получил долгожданное место руководителя, а остался на своей позиции.

Этика общения руководителя с подчиненным

Любой руководитель в современном деловом мире рискует увлечься гонкой за эффективностью в ущерб человечности. Работа в конкурентной отрасли сплошь состоит из срочных задач. Сжатые сроки, отведенные на работу, делают людей особенно не восприимчивыми к чувствам других.

Неумение общаться с подчиненными в современном менеджменте рассматривается как некомпетентность.[4] Всем в современном мире известны руководители, которые не умеют контролировать свои эмоции, не уважают своих сотрудников, переходят границы дозволенного в работе и многое другое.


На одном из муниципальных предприятий пришла команда арбитражных управляющих, которая с порога заявила о том, что все работники «бездари и занимают чужое место». Арбитражный управляющий считал допустимым поведением нецензурно выражаться, поднимать голос на подчиненных и прочее недостойное поведение. Поскольку предприятие находилось в маленьком городе, то работники вынужденно терпели такое отношение к себе, но подали заявление в городскую администрацию (поскольку они являлись собственниками компании), а также прокуратуры. Спустя 3 месяца арбитражный управляющий был вынужден написать заявление о своем освобождении по настоянию Главы города. Более того, ему пришлось уйти и с нескольких других проектов, поскольку Глава города придал этому делу огласку.

Думаю, что в том числе и поэтому в современном деловом мире особое значение уделяется руководителю, его особым личным и профессиональным качествам. В книге «Хороший босс – плохой босс», написанной Р.Саттоном, указано: «неважно почему так происходит, однако факт остается фактом: начальники, которые ни в грош не ставят своих людей, приносят больше вреда, чем пользы, - даже если действуют с благими намерениями[5]». Я полностью разделяю мнение автора и знаю массу примеров, когда из компании уходили ключевые сотрудники, из-за некомпетентности и недостойного поведения вновь пришедшего руководителя, когда люди, работающие в градообразующих предприятиях годами вынуждены терпеть такого руководителя, имея в дальнейшем серьезные проблемы со здоровьем. Более того, как антикризисный менеджер, работая в таких проектах, я видела, как предприятие терпит реальные экономические убытки от руководства компанией такими менеджерами.

Среди оптимальных лидерских компетенций специалисты среди прочих качеств современного руководителя выделяют в том числе позитивное отношение к людям, умение слышать других, отсутствие стремления самоутверждаться за счет других.[6]

Этика общения руководителя с подчиненными, которые и являются этикой современного руководителя при общении с его подчиненными:

1. Умение создавать позитивный климат, поскольку если руководитель опирается в своей работе на страх и угрозы в отношении подчиненных и своих коллег, атмосфера компании мгновенно становится накаленной и напряженной. Негативная атмосфера в компании рано или поздно приведет к снижению производительности ее работников. А вместе с ней снизится качество и эффективность работы.