Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
История развития института усыновления (удочерения) детей.
Классическим, старейшим и довольно сложным институтом семейного права является усыновление.
Известно, что государство и право во все времена были между собой тесно связаны, в связи с этим, развитие всегда осуществлялось параллельно. В процессе существования каждое государство издавало свои законы, направленные, прежде всего на защиту его целостности и правопорядка, что способствовало формированию и развитию разных правовых институтов, которые регулировали значимые общественные отношения. Нарушение предписанных законом норм, вело к последствиям, а также к дестабилизации нормальной жизнедеятельности всего общества. В связи с этим основной задачей любой правовой системы является защита и восстановление нарушенных законных прав и интересов.
Усыновление в Древнем Риме осуществлялось публично в народном собрании. При такой процедуре в обязательном порядке должны были участвовать как сам усыновитель, так и сам усыновляемый. Однако и усыновителем и усыновляемым могли быть не любые лица Лицами, участвующими в народном собрании могли быть те, которые имели право на участие. В народном собрании не могли участвовать женщины и дети, что означает, что они не могли быть усыновителем и усыновляемым.
Ряд конкретных требований предъявлялся к кандидатам в усыновители. В качестве таковых были такие, согласно которым между усыновителем и усыновляемым должна быть определённая разница в возрасте, а именно не меньше 18 лет. Кроме того, усыновителем мог быть тот, кто там является «лицом своего права», поскольку из «лиц чужого права» самостоятельным был только глава семьи, так как отцовская власть принадлежала только ему. По соблюдению всех требований и условий, предоставлялось право народному собранию решить вопрос об усыновлению. Если вопрос решен положительно, то процедура усыновления считалась завершенной, и решение приравнивалось к закону.
Во времена Древней Руси существовал институт усыновления, под названием «искусственное сыновство», а также «Прием стороннего в состав семьи». Институт усыновления был известен Древней Руси ещё со времён язычества. После того, как на смену язычеству пришло христианство, то процесс усыновления стал осуществляться непосредственно Церковью, которая издавала акт, исходящий от церковной власти.
Особым церковным обрядом освящалось усыновление «сынотворенья», После обряда, факт усыновления утверждался епархиальным архиереем, также в процессе специально-церковного обряда. Нормами византийского права, был продиктован такой порядок усыновления.
Такой порядок усыновления сохранялся ещё длительное время, каким-либо существенным изменениям не подвергался. Чем-то особо знаменательным институт усыновления не отличился и во времена правления Петра I, Екатерины II. Данному институту вообще не уделялось особого внимания со стороны государства, не вносились какие-либо правила, законы и т.п.
В особых случаях, в частности Екатерина II, разрешала усыновить старшего внука их сестры двум братьям-графам. Разрешение подобного рода в дальнейшем послужило основанием с согласия императрицы усыновления в каждом конкретном случае.
Подобное затишье в развитие института усыновления (удочерения) сохранялось вплоть до начала XIX века. Так, в 1803 году был издан Указ, разрешающий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба».
Более серьёзные шаги в развитии института усыновления (удочерения) стали предприниматься в середине XIX века. Так, был принят ряд правил, согласно которым усыновлять стало возможным не только детей, оставшихся сиротами, но и тех, у кого были родители, которые, в свою очередь, по каким-либо причинам не занимались воспитанием своих детей. Однако на такое усыновление требовалось разрешение таких родителей. Вместе с тем, как представляется, появление таких положений серьёзно укрепляет институт усыновления (удочерения), является серьёзным сдвигом, шагом вперёд в его развитии.
Последующие шаги в развитии исследуемого института и вовсе не заставили себя ждать.
Чередой стали издаваться различные указы, направленные на укрепление института усыновления, и стоит отметить Свод законов гражданских и Устав гражданского судопроизводства, которые отличались детальной регламентацией норм об усыновлении.
В качестве правовой нормы, заслуживающей отдельного внимания следует назвать ту, которая разрешала лицам всех состояний, причём не зависимо от их пола, усыновлять и удочерять своих воспитанников, детей-сирот, оставшихся без родительского попечения.
Однако были и некоторые правила, ограничения, пронизывающие процедуру усыновления. В частности речь идёт о том, требовалось согласие второго супруга на усыновление (удочерение) (ст. 150 Свод законов Российской империи[10]). Особые требования предъявлялись и к кандидатам в усыновители, предусматривающий определённый возрастной ценз. Например, усыновителями не могли быть лица, младше 30 лет.
Подобное ограничение было обусловлено мнением о том, что лица до тридцати лет попросту не имели необходимого жизненного опыта, необходимого, в частности, для воспитания ребёнка.
Кроме того, не менее чем на восемнадцать лет, усыновитель должен быть старше усыновляемого. Общую гражданскую правоспособность должен был иметь усыновитель.
По итогам усыновления, усыновлённый приобретал все права и обязанности законных детей. И как уже было отмечено немного ранее, если кандидат в усыновления имел родителей, то требовалось их согласие. Кроме всего прочего, требовалось и само согласие кандидата, ребенка, достигшего четырнадцати лет.
Процедура усыновления заключалась в оформлении воли участников: усыновить и стать усыновленными. В материальном смысле воля должна была иметь решительный характер, под условиями или на срок усыновлять нельзя было.
Процесс передачи фамилии от усыновителя к усыновляемому также имел некоторые особенности. Так, например, передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному потомственным дворянином возможна была только с Высочайшего разрешения. Передача фамилии не разрешалась, если усыновитель пользовался меньшим правом состояния, чем усыновляемый. Кроме того, после того, как ребёнок был усыновлён он получал право на содержание и воспитание от своего усыновителя, а в случае, если у ребёнка были родные родители, он не терял юридической связи с ними.
Что касается прекращения отношений, вытекающих из усыновления, то такое прекращение возможно было только в случае смерти усыновителя или лишение его всех прав состояния.
Следующим серьёзным шагом в развитии института усыновления считается принятие первого семейного кодекса – «Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве[11]». Особо примечательным представляется то, что данный нормативно-правовой акт не регламентировал сам институт усыновления, как таковой. Он делал акцент в основном на правовом положении лиц, уже усыновивших или усыновлённых. Согласно нормам данного Кодекса, лица, вступившие в отношения по усыновлению, полностью приравнивались к родственникам по происхождению. Интересным видится положение, согласно которому на будущее время не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.
Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению, по мнению историков, было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал существовать институт наследования.
Следующим этапом развития института усыновления (удочерения) становится принятие Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве[12]». Данным Декретом была изъята глава «Об усыновленных» и внесена новая – «Усыновление», содержащая, однако, всего две статьи 182 и 183.
В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке. Примечательно то, что данный закон уделял институту усыновления незначительное внимание. Из новшеств следует отметить только лишь то, что теперь закреплялся административный, а не судебный порядок для усыновления: органы опеки и попечительства своим постановлением производили усыновление, которое подлежало обязательной регистрации в органах записей актов гражданского состояния.
В научных кругах данного исторического этапа особо жарко обсуждаются вопросы усыновления без согласия родителей. В целом семейное право в 30-х и 40-х гг. характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей.
Пик актуальности исследуемого института приходится на период Великой Отечественной Войны по вполне обоснованным причинам. На войне погибало огромное количество людей, имеющих несовершеннолетних детей. Необходимо было решать острые вопросы беспризорности.
Одним из нормативных актов, посвященных этому вопросу, была Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и НКЮ, утвержденная СНК РСФСР 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и усыновлении детей[13]». В указанной инструкции, в отличие от всех остальных документов, прописывались условия усыновления, говорилось о том, что орган, заведующий процедурой усыновления (орган опеки) должен был убедиться в том, что кандидат в усыновители соответствует всем необходимым параметрам, его жилищно-бытовые условия соответствуют условиям для нормального воспитания усыновлённого ребёнка. Для этого орган опеки должен был обследовать социально-бытовые условия усыновляемого и будущего усыновителя.
Особый интерес также представляет, изданный в этом же году, то есть в 1943 году, Указ «Об усыновлении». Ценность данного указа, как думается, очень велика. Согласно данному документу, теперь разрешалось присваивать усыновлённым фамилию и даже отчество усыновителя. Кроме того, подобные изменения вносились и регистрировались в актовых книгах о рождении. Усыновитель регистрировался как родитель усыновляемого. Данное положение соответствовало как интересам усыновляемого, так и усыновителя. Не смотря на то, что в период Великой Отечественной Войны ситуация не располагала к каким-либо новшествам, изменениям, а также к развитию каких-либо правовых институтов, представленный выше, достаточно активный процесс законодательного регулирования усыновления, позволил облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истинного патриотизма и гуманности.
Следующий этап развития института усыновления был связан с принятием в 1969 г. Кодекса о браке и семье РСФСР[14]. Отличительной чертой данного кодекса было то, что в отличие от предыдущих нормативно-правовых актов, он более подробно регламентировал вопросы усыновления (удочерения). И для большей ясности в вопросе усыновления наряду с термином «усыновление» в текст Кодекса законодатель ввёл новый термин –«удочерение», что способствовало законодательному закреплению возможности усыновления детей обоего пола.
В этот же период принимается ещё ряд важных правовых документов, которые способствуют развитию и укреплению исследуемого института, среди которых особо следует выделить инструкцию «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении»; инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и многие другие.
И, наконец, наибольшей заслугой законодателя по совершенствованию института усыновления явилось то, что Семейный Кодекс Российской Федерации 1996 г. был вновь введен судебный порядок установления усыновления. В Семейном Кодексе Российской Федерации и Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР, а затем и новом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации подробно регламентирована процедура рассмотрения дел об усыновлении (удочерении). Разумеется, более детальная регламентация данного аспекта приводится в главе, посвященной рассмотрению отношений усыновления в настоящее время. Наиболее полная регламентация прав и обязанностей субъектов в области усыновления, как представляется, достигается, прежде всего, своевременным реагированием семейного законодательства на изменения социальной среды и потребностей общества и необходимостью внесения тех или иных изменений в текущее законодательство.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в России развитие института усыновления (удочерения) прошло множество самых разных этапов. Со временем под влиянием факторов он изменялся и модифицировался, что весьма наглядно было продемонстрировано в рамках данного параграфа.
И несмотря на то, что отношение к данному институту на разных исторических этапах было неоднозначное, - институт усыновления (удочерения) без какого-либо сомнений была доказана потребность своего существования как отдельного правового института, проверенного временем, обусловленного реалиями сегодняшнего дня. Нынешнее состояние данного института нельзя признать совершенным, имеются некоторые проблемы и недостатки, и в том числе законодательные пробелы.