Файл: Элементы оформления книги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Только в оформлении книги наверное можно использовать любые графические и живописные приемы и разнообразие материалов, в которых можно и закопаться. Поэтому вкус и чувство меры – все что руководит при разработке оформления книжного блока. Не использовать как можно больше материала, а провести строгий отбор методически ценного.

Прежде всего можно опереться на Традиции оформления книги на Руси. Очагами культуры и просвещения с древнейших времен были православные монастыри. Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. При Кирилло-Белозерском и др. монастырях западнее реки Шексны существовали специальные «книгописные кельи» или палаты. Обычно монахи – писцы трудились в плохо освещенных кельях, поэтому нередко при переписке случались описки и пропуски, за которые заранее просили извинения у читателей.

Принято считать, что переписчик одновременно является и автором художественного облика книги. Он приступал к своему многосложному делу «со страхом божиим и верою».

В древности книги писались на пергаменте – специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже. На Руси их называли «харатейные», «харатьи кожи», или «телятины». Это был прочный и удобный, но довольно дорогой материал для письма. В 14 веке его вытеснила бумага иностранного производства – «заморская», правда, особо важные документы и в 16-17 веках продолжали писать на пергаменте.

Чернила для рукописей изготовлялись из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и других материалов и отличались большой стойкостью.

Писали писцы преимущественно гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали их на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки. Некоторые рукописи написаны кисточкой.

Большое внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг, они отличались не только фактурой бумаги, красивым почерком, или, как говорили в старину, начерком, но и специальными украшениями, дошедшими до сего дня как элементы оформления книги.

Мастер-переписчик в зависимости от традиций того или иного художественного центра и особенностей копируемого оригинала устанавливал общий формат книги и решал, как писать: в два или один столбец.

Он должен был найти пропорции между общим размером книги и размером текста. Все графическое, шрифтовое и художественное оформление зависело от него.

Тексты древних рукописей располагались на двух сторонах листа, которые складывались в тетради: каждая состояла из 4-х двойных листов (16 страниц). Если рукопись была солидная, тетради сшивались в книгу, которую затем заключали («крыли») в переплет из 2-х досок, обтянутых кожей, украшенных орнаментом, а иногда и позолотой. Вместо кожи в более поздние времена употребляли парчу, бархат, атлас и другие ткани


В последствии художественный принцип древнерусской книги вливается в большое и сложное наследство «Мира искусства», которое дало нам стройную и последовательную систему художественного оформления книги. В основу этой системы была положена мысль о книжном оформлении как о целостном декоративно-графическом единстве, все важнейшие части которого подчинены одной общей задаче украшения книги. В их руках иллюстрированная книга снова сделалась подлинным явлением искусства, обрела вновь заостренную художественную выразительность на рубеже 19 – 20 веков.

ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ

ПЕРЕПЛЕТ - всякая относительно прочная оболочка книги, которая прикреплена к соединенным вместе листам бумаги.

КАРТОНАЖ – разновидность переплета, сделанного из картона и бумаги (без применения кожи и ткани).

ОБЛОЖКА - непрочная обложка книги, которая прикреплена к корешку путем приклеивания или с использованием скрепок.

СУПЕРОБЛОЖКА – обложка, имеющая с боковых сторон клапаны, загибающиеся внутрь книги. Суперобложка к книге не приклеивается, а надевается сверху.

ФОРЗАЦ – два развернутых листа бумаги в начале и в конце бумажного блока книги.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – первая страница книжного блока.

ОДИНАРНЫЙ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ состоит из одной полосы со свободной оборотной стороной.

АКВАНТИТУЛ – помещается перед титульным листом отдельной страницей. На аквантитуле пишется лозунг, эпиграф или посвящение.

ШМУЦТИТУЛ – страницы внутри книги, делящие произведение на самые крупные части или разделы.

СПУСКОВАЯ ПОЛОСА – начальная полоса части, главы или другого раздела текста. Наборный текст на этих полосах начинается несколько ниже верхнего края формата набора. Чтобы выделить эту полосу как начальную, на ней располагают заставки.

ИНИЦИАЛ ИЛИ БУКВИЦА – укрепленная буква в начале текста.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – композиция, отображающая содержание текста в том месте книги, куда помещена. Иллюстрации бывают: полостная, разворотная, заставка, концовка.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАКЕТА КНИГИ

Для того, чтобы книга увидела свет, художник работает над предварительным макетом всей книги. Этот макет определит формат издания (размеры), от него будут зависеть и размеры внутренних элементов книги.

Художник учитывает в макете производственные возможности выполнения, свойства материалов, из которых книга будет изготовлена.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАКЕТА

I . Подготовительная работа

Для изготовления макета книги потребуется 3 листа формата А3 и 4 листа – А4.

  1. Формат А3. На формате выполнить чертеж прямоугольника размером 290 х 370 и вырезать его (рис. 1)

Рис. 1

  1. На вырезанной заготовке выполнить разметку по предложенным размерам (рис. 2).
  2. Вырезать заготовку по разметке.

Рис. 2 Рис. 3

  1. Ножницами по линейке продавить линии сгиба (рис. 3).

Рис. 4

  1. Согнуть заготовку по линиям сгиба и склеить коробку (рис. 4).
  1. Четыре формата А4 разметить по размерам (рис. 5).

Рис. 5

  1. Вырезать страницы книги по разметкам и продавить ножницами линии сгиба.
  1. Формат А3. На формате выполнить чертеж прямоугольника, размером 220 х 355, и вырезать его (рис. 6).
  1. На вырезанной заготовке выполнить разметку по предложенным размерам (рис. 7).

Рис. 6 Рис. 7

  1. Вырезать заготовку обложки по разметкам и продавить ножницами линии сгиба.
  1. Формат А3. На формате выполнить чертеж прямоугольника, размером 220 х 420, и вырезать его (рис. 8).
  1. На вырезанной заготовке выполнить разметку по предложенным размерам (рис. 9).

Рис. 8 Рис. 9

  1. Вырезать суперобложку по разметкам и продавить ножницами линии сгиба. После того, как заготовки для макета книги готовы, рисуют: обложку, форзац, титульный лист, буквицу и спусковую полосу, иллюстрацию, суперобложку.

Художественное оформление заготовок макета книги закончено.

II . Сборка книги

1 – основа для книги 6 - обложка

2-5 – страницы книги 7 – суперобложка

Книга готова.


О Б Л О Ж К А

Обложка – лицо книги. Она обращена в первую очередь к зрителю, читателю и носит рекламно-информационный характер.

Что мы всегда увидим на обложке? – название книги, имя и фамилию автора, если это не сборник, издательство, год издания. Если позволяет тип переплета, то яркий красочный рисунок – визитку книги.

Для работы выберите цветную бумагу (ткань), которая подходит по цвету к теме вашей книги, 2 листа картона, размер которых соответствует размеру листа книги.

Положите 2 листа картона на заготовленную бумагу. Расстояние между картонками определяет толщину книги. Вырежьте клапаны вокруг листов картона (рис. 1).

Рис. 1

картон

бумага, ткань, кожа и т. д.

линия сгиба

линия отреза

Намажьте клеем ПВА только клапаны. Заверните клапаны по линиям сгиба и прижмите к листам картона (рис. 2). Выберите нейтральный цвет бумаги (обоев), , вырежьте прямоугольник, чуть меньше, чем полученная обложка – это форзац. Аккуратно приклейте (рис. 3).

Рис. 2 Рис. 3

Для оформления обложки лучше использовать композицию, симметричную относительно центра листа (рис. 4).

Наметьте ось симметрии вспомогательной линией. Выберите репродукцию, наиболее характерную для темы книги. Желательно, чтобы репродукция занимала 1/3 по высоте от размера обложки. Определите место, которое будет занимать репродукция, разметьте высоту букв для названия книги: для каждой строчки 2 вспомогательные линии.

Украсьте страницу обложки декоративными элементами, соответствующими выбранной теме (рис. 5). Аккуратно приклейте репродукцию.

Рис. 5

Ф О Р З А Ц

Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – вторая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются ФОРЗАЦ. Такой же форзац может быть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, может содержать рисунок, высказывание, пословицы или стихотворение.

Для оформления форзаца нужно:

  1. Подготовить лист размером с обложку будущей книги (можно чуть-чуть меньше).
  2. Оформить по желанию иллюстрацией, «крылатым» выражением, стихами, высказываниями, пословицами, соответствующими содержанию, или просто гладкий (однотонный). Можно так же использовать обои с красивым рисунком.
  3. Смазать клеем ПВА внутреннюю левую сторону обложки и первый лист (с правой стороны изнаночную сторону) и аккуратно вклеить между ними подготовленный форзац. Если это книжка-раскладушка, то просто оформить первый разворот после обложки.

ФРОНТИСПИС И ТИТУЛ

Перевернем страницу. Новый разворот. На левой стороне – ФРОТИСПИС, на правой – ТИТУЛ.

Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть так же портрет писателя – автора книги.

На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, место, где была напечатана книга, и год издания.

Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул, который называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нем название или номер главы и рисунок.

  1. Подготовить лист, соответствующий размеру обложки (можно чуть меньше), но не более размера форзаца.
  2. Оформить его как указано выше.
  3. Покрыть клеем ПВА (можно клейстером) правую изнаночную сторону форзаца и левую изнаночную сторону будущего листа книги. Аккуратно вклеить подготовленный фронтиспис + титул (т.е. разворот). (I вариант).
  4. Можно все развороты вклеивать только по листу сгиба. Тогда листы оформляются с двух сторон: правая верхняя – форзац, изнаночная – фронтиспис, правая верхняя – титул, - изнаночная – первый лист книги. (II вариант).

I вариант II вариант

ЗАСТАВКА И БУКВИЦА

Заставка (начальная полоса) и буквица.

Трафаретная печать.

Рассматриваем оформление рукописной книги Древней Руси. Выделим в начале главы рисунок в полосе – начальную полосу (или заставку), в начале текста красивую витиеватую букву, превосходящую по размеру другие буквы в тексте, - БУКВИЦУ.

Для выполнения буквицы и начальной полосы можно предложить интересную технику трафаретной печати.

Выберите букву. На плотном листе бумаги нарисуем очертания буквы (рис. 1).

Дополните силуэт буквы переплетающимися узорами (рис. 2).

Затушуйте силуэт, чтобы серединки внутри буквы не выпали, в нескольких местах прервите его (рис. 3). Трафарет готов.

Для печати разведите гуашь нужного цвета до средней густоты. Размажьте кистью гуашь по листу картона или газеты, чтобы лист слегка втянул лишнюю влагу. Возьмите губку, промокните краску на листе. Наложите трафарет на нужный участок страницы, книги. Аккуратно прижмите губку с краской к бумаге. Уберите трафарет.