Файл: Творческое мышление и способы его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Повышение результативности систем образования и воспитания студенческой молодежи приобретает большое значение, исходя из того, что от их профессиональной подготовки, самостоятельности и активности непосредственно зависят темпы и качество развития окружающей нас действительности.

Современное профессиональное образование должно гарантировать готовность студентов к самостоятельному, качественному и творческому решению различных задач. Исходя из вышесказанного, значимо включение в образовательную практику новейших методов и методик обучения, которые были бы направлены на гарантирование большой интенсивности процесса обучения будущих специалистов, которые ориентированы на развитие творческого мышления и самостоятельности обучающихся, формирующих важный простор для проявления их личной инициативы.

Степень изученности. Большой вклад в изучение психолого-педагогических проблем творческого мышления внесли российские ученые (B. C. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. М. Кедров, Ю. Н. Кулюткин, O. K. Тихомиров и другие). В работах указанных авторов описывается суть, диалектика и логика хода образования творческого мышления человека, определяются теоретические основы и психологические механизмы данного процесса.

Объект – способы активизации творческого мышления.

Предмет – процесс активизации творческого мышления.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс соответствующих объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретических исследований с целью определения рекомендаций по теме исследования.

Цель – анализ проблемы активизации творческого мышления.

Задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы активизации творческого мышления учащихся вузов;

2. Провести теоретическое исследование по психологическому анализу и условию активизации творческого мышления студентов;

3. Характеристика психологических условий активизации творческого мышления.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Сущностная и содержательная характеристика творческого мышления


Понятие «творческое мышление» занимает важное место среди психологических терминов: с одной стороны, оно тесно связано с понятием непосредственно творчества, а с иной стороны, творческое мышление является практически неизученным. В первую очередь, творческое мышление является частью общего понятия творчества, и зачастую даже в разнообразных работах ученые способны или сравнивают творчество и творческое мышление, как, к примеру, в трудах Г. С. Альтшуллера, Н. Н. Вересова и иных, или абсолютно по-разному соотносить их, как, к примеру, в абсолютно противоположных теориях М. С. Бернштейна, Э. Боно, И. Н. Семенова [3, 16]. Кроме того, многие наработки по проблеме существуют вне общей системы, и если понятие творческого мышления и его категории определены, к примеру, П. Вайнцвайгом и Я. А. Пономаревым [6], то непосредственно нет структурированности теории о творческом мышлении.

Сегодня в западной и отечественной психологии разработки о творческом мышлении присутствуют в виде совокупности теорий, в форме теоретических и экспериментальных работ по некоторым аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельности в искусстве в трудах Р. Арнхейма, М. М. Бахтина [1, 2]; творческое мышление как особый вид одаренности в трудах Ч. Д. Чистяковой, В. Штерна [18]; творческое мышление как характерная интеллектуальная деятельность в трудах А. В. Брушлинского [5] и прочие. Соответственно, отсутствие какой-либо общей теории знания о творческом мышлении и большая неясность в терминах формируют большие трудности при применении данного понятия.

Однако наиболее распространено понимание творческого мышления как вида мышления тогда, как комплексный анализ разных психологических концепций мышления говорит об абсолютно другой природе соотношения рассматриваемых понятий.

Например, в концепции Л. М. Веккера определен ряд свойств мышления как познавательного процесса: 1. характерная пространственно-временная структура, 2. характерная модальность, 3. характерная интенсивность [7].

В противопоставление устоявшемуся осознанию мышления как безмодального процесса, Л. М. Веккер говорит об отличительных свойствах модальности мышления. Мышление считается интермодальным, другими словами, в мышлении определенные модальности усложняются и изменяются в синтетические психические образования [6].

Творческое мышление определяется наибольшей свободой в преодолении пространства и времени и в распоряжении ими при выполнении определенных целей, оно считается наиболее синтетичным, наиболее обобщенным в отношении к определенным образам и сенсорным переживаниям и опирается на наибольшую субъективную активацию. Непосредственно данные его характеристики мы находим почти в каждом его описании [9].


Соответственно Л. М. Веккеру, мышление является успешнее, чем гармоничнее оно заключает в себе персеверативные и ассоциативные механизмы. Другими словами, результативность мышления находится в зависимости не только от его качественно характерных качеств, а также и от степени связи мышления с иными когнитивными процессами, от степени интеграции мышления в структуру познавательных функций в общем [7].

Творческое мышление является параллельно и дивергентным, и версионным, и гипотетическим, и продуктивным мышлением, оно является наивысшей формой развития мышления [10].

Необходимо рассмотреть соответствия творческого мышления с различными видами мышления по содержанию. Самая знаменитая с данной точки зрения классификация – это деление мышления на наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. Но данные типы мышления считаются также и стадиями развития мышления, таким образом, нельзя говорить о ведущей роли одного из них в структуре творческого мышления. Равно вероятны и равно эффективны как наглядно-действенные виды творческого мышления (к примеру, формирование моделей), также и образное творческое мышление (к примеру, написание стихотворений), а кроме того, словесно-логическое творческое мышление (научное творчество и прочее). По словам С. Л. Рубинштейна, образное и словесно-логическое мышление зачастую действуют сообща, и наиболее явным примером этому служит метафора. На основе вышесказанного можно говорить о том, что непосредственно равная развитость данных видов мышления гарантирует многосторонность творческого мышления [15].

Помимо этого, С. Л. Рубинштейн говорит не только о совокупности наглядных, образных и словесно-логических видов мышления, а также и о совокупности их всех с теоретическими и практическими формами мышления. Соответственно, в структуре творческого мышления как интегрального психического образования все качественно различные по содержанию и по цели типы мышления объединяются в одну. Мера их слаженности во многих случаях характеризует общие свойства действия мышления в целом, а также творческого мышления как его высшей формы [15].

Современная концепция интеллекта свидетельствует в пользу рассматриваемой трактовки творческого мышления. Исходя из современной концепции, интеллект осознается не только как проявление чисто мыслительной активности, а также и как совокупность разных познавательных процессов. Как пишет М. А. Холодная, данная совокупность процессов в структуре интеллекта происходит под непосредственным воздействием мышления [17]. Следовательно, если мышление выступает центром объединения интеллекта, то творческое мышление, являясь основанным на общности персеверативных и ассоциативных процессов, выступая обобщенным и самым высоким видом мышления, считается инструментом данного объединения. Итак, творческое мышление – это значимое условие всестороннего развития общей системы интеллектуальных функций личности.


Таким образом, допускаемые исследователями характеристики творческого мышления в большей степени совпадают с характеристиками мышления в его самых высоких проявлениях.

Если исходить из того, что творческое мышление считается высшей формой мышления, то на основе самых важных концепций мышления можно определить самые значимые характеристики творческого мышления.

По концепции А. В. Брушлинского, творческое мышление определяется несколькими ведущими типичными характеристиками: важной ролью субъекта познания и возможным прогнозированием как главной функцией [5]. Лишь при общности рассматриваемых условий можно утверждать о наличии творческого мышления в структуре когнитивных функций человека. Творческое мышление постоянно субъективно, индивидуально окрашено, формируется не произвольно, а в итоге важных потребностно-мотивационных, смысловых, эмоциональных внутрипсихических стимулов. Кроме того, его сущность состоит в прогнозировании развития данных, версионном и футурологическом анализе разных решений [5].

Когнитивная концепция Дж. Брунера сосредотачивает внимание на нескольких информационных стратегиях мышления: 1. парциальном сканировании и 2. «фокусировке» [4].

В концепции Л. Ньюэлла, Дж. С. Шоу и Г.А. Саймона, исследующей как общие проблемы психологии мышления, равно и конкретно-практическую его проблематику (к примеру, формирование искусственного интеллекта), при подходе к творческому мышлению, как к самому высокому виду мышления, определяются характерные его качества: повышенная эмоциональность, повышенная мотивированность на мыслительную деятельность, повышенная устойчивость, включенность задачи [16].

Следовательно, опираясь на классические и современные теории о мышлении в целом, можно понимать творческое мышление как его самую развернутую форму.

Исследование развития творческого мышления студенческой молодежи

Анализ и условия развития творческого мышления будущих специалистов в процессе обучения


В современном обществе подготовка специалистов ориентирована на формирование у человека творческого мышления, потребности постоянно самосовершенствоваться и самостоятельно пополнять свои знания.

Творчество является одной из самых содержательных форм психической активности личности, которую необходимо изучать как универсальную способность, гарантирующую успешную реализацию различной деятельности [11].

В ходе творческого мышления и творческой деятельности студент приобретает духовную свободу, выходит за пределы определенного профессиональной деятельности бытия. Учащийся, у которого нет возможности творчески мыслить, утрачивает ощущение собственной индивидуальности.

Развитие творческого мышления молодых людей необходимо реализовывать с момента их обучения в вузе.

Самостоятельная деятельность будущих специалистов в вузе является источником творчества, поиска, если вышесказанному способствует установка педагога, которая направляет студента на самостоятельное понимание цели действия и поиска ответов, способствует развитию творческого мышления [14].

Соответственно, применение творческих заданий в процессе обучения положительно влияет развитие творческого мышления будущих специалистов, вырабатывает желание к самостоятельному мышлению. Кроме того, усиливается ответственность за результаты коллективной деятельности.

Результативным методом развития творческого мышления будущих специалистов могут быть и традиционные методы обучения. К примеру, вопросно-ответный метод. Учащиеся готовят вопросы по теме занятия, что оказывает положительное влияние на развитие их творческих способностей, развивает творческое мышление [3].

Данное направление работы педагога с учащимися позволяет улучшить результативность групповых занятий. Творческое применение традиционного вопросно-ответного метода значительно меняет обстановку непосредственно на занятии.

Несомненно, результативна для развития творческого мышления такая учебная форма деятельности, как диспут.

Большое распространение в развитии творческого мышления будущего специалиста получила и методика мозгового штурма, главный смысл которой состоит в разделении между разными учащимися генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной [9].

Развитие творческого мышления является непрерывным процессом. Лишь периодическое взаимодействие студентов, определенная последовательность в развитии профессиональных умений формируют устойчивые привычки, потребности в познавательной деятельности, которые оказывают положительное влияние на развитие творческого мышления, оказывают положительное воздействие на профессиональную подготовку будущего специалиста [1].