Файл: Творческое мышление и способы его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие творческого мышления в процессе обучения будет более результативным, если педагог поддерживает интуицию студента. В ходе обучения необходимо в наибольшей степени опираться на позитивные эмоции, важно стимулировать желание будущего профессионала к самостоятельному выбору целей, задач и путей их решения, потому что индивид, который не привык принимать решения самостоятельно, утрачивает способность к творческому мышлению.

Исходя из разных работ, склонность к риску считается одной из основополагающих черт творческого человека, таким образом, необходимо поощрять склонность к рискованному поведению, не допускать формирования конформного мышления. Важно образовывать чувствительность к противоречиям [13].

С целью успешного развития творческого мышления будущих специалистов преподаватель должен сам являться творческой личностью. Педагогу необходимо реализовывать поиск средств и условий для развития творческого мышления.

Итак, творческая личность – это итог всего образа жизни будущего профессионала, итог его общения и совместной деятельности, его личной активности. Развитие творческого мышления тесно связано с воспитанием активной жизненной позиции, которая определяется мировоззрением и социально-нравственными нормами, которые находятся в тесной взаимосвязи.

Психологические условия развития творческого мышления студентов

Творческое мышление в развитии складывается в итоге расширения его естественно-биологических основ на фоне социальной обстановки, что, соответственно, приводит к другому результату – развитие социальной ситуации и общественной активности студента на фоне активизации индивидуально-типических, биологических, внутрипсихических компонентов творческого мышления. Внутренними компонентами развития творческого мышления являются психолого-педагогические предпосылки, механизмы интрапсихического развития в результате деятельности, а внешние – соответственно средовые воздействия и психолого-педагогические эффекты служебной деятельности [8].

Исходя из общепринятого в психологической науке принципа о двойственности развития, можно рассматривать психолого-педагогические факторы, которые оказывают влияние на творческое мышление, в виде противоречий, разрешаемых не в пользу определенной стороны, а в плане выхода в иной синтетический вариант, что значит переход на более значимую ступень творческого мышления.


Начальным компонентом системы психологических противоречий, которые внутренне характеризуют развитие творческого мышления у обучающихся, считается соответствия сфер умений-знаний (репродуктивного опыта) и непосредственно творчества. По Б. Б. Коссову [10], спор данного соотношения заключается в том, что область познанного всегда увеличивается за счет области творческого, а с развитием творческое берет материал из области опыта.

В профессиональной деятельности каждый индивид применяет приобретенные знания и умения в отношении к новым профессиональным ситуациям и объектам. Кроме того, соотношение репродуктивного и продуктивного в творческой области у студента сбалансировано. Прямая зависимость темпа развития творческого мышления от накопления потенциальных средств значит, что значение профессиональной деятельности в ходе творческого роста вполне значима [9].

Значимым является психологическое противоречие [10] – соотношение объективно и субъективно нового. Творческое мышление в большем числе случаев развивается от субъективной новизны к объективно важным открытиям. Ряд психологов считают, что развитие творческого мышления происходит от эмпирического обобщения к теоретическому [4]. Данная мысль подтверждает определенное положение о движении к объективности.

Рассмотренное противоречие соотносимо с традиционными представлениями психологии и демонстрирует суть единого развития мышления будущих специалистов: от эмпирического к отвлеченным обобщениям, которые будут вероятны только по той причине, что развилась иная область. По словам М. В. Мусийчук, эмпирическое мышление считается, помимо всего прочего, основой с целью всестороннего развития творческой интуиции [12].

Другим психологическим фактором, который оказывает влияние на развитие творческого мышления, считается соотношение ближайшей и дальней сфер объективно и субъективно нового [11].

Соотношение развития творческого мышления считается еще одним внутренним фактором развития мышления. Б. Б. Коссов в работе акцентирует внимание на значимости данного фактора при исследовании развития творческого мышления студентов [10].

Соответствие процессуального и личностного факторов творческого мышления – очередной внутренний фактор, влияющий на развитие творческого мышления, который в контексте исследованных факторов уже отчасти упоминался. Б. Б. Коссов [10] демонстрирует, что психологические аспекты развития творческого мышления находится в прямой зависимости от развития психических процессов индивида; по степени развития системы психических функций творческое мышление развивает собственный нормативный элемент. Итак, на основе интеллектуальных задатков совершенствуется мыслительный аппарат, формируются связи мышления с воображением, вниманием, восприятием, памятью, и с включением интегрирующей функции человека творческое мышление переходит на более высокий уровень [5].


Вышесказанное предоставляет возможность подчеркнуть, что развитие творческого мышления происходит в соответствии с общими законами развития, являясь внедренными в структуру профессиональной деятельности, оно дополняет, усложняет, интегрирует уже имеющиеся психические связи, образует устойчивую совокупность психических процессов и личности, является определенной движущей силой развития.

Рассмотрим внешние условия, которые оказывают влияние на психологическое развитие творческого мышления, сюда можно отнести некоторые группы факторов [10]: семейные факторы; образовательные факторы; социальные и социологические факторы; культурные факторы; социально-психологические факторы; факторы сопровождения творческого поведения.

Исходя из перечисленных факторов, которые оказывают влияние на развитие творческого мышления студентов, процессы творческого мышления характеризуются совокупностью многообразных условий. Но довольно значимо то, что определение развития творческого мышления случается не только за счет совокупности указанных условий либо их выборочности, а также и за счет их взаимообусловленности.

Творческое мышление студентов также основано на гармоничной совокупности теоретической, символической, эмпирической, аналитико-синтетической, абстрактно-логической форм мыслительной деятельности, которые были усвоены в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Разностороннее развитие творческого мышления определяется не только изменениями в профессиональной деятельности, а также и индивидуальными изменениями. Соответственно, важны изменения, происходящие с переходом от учебной к профессиональной деятельности [12].

Разными психологами акцентируется значение творческого мышления [16]. С. Л. Рубинштейн [15] говорит о существовании характерной творческой направленности, а иные [16] полагают более успешной для творческого развития индивида гностическую и практическую направленность, которые гарантируют верное применение знаний и объективную значимость творческих решений.

Соответственно, творческое мышление в собственном развитии напрямую зависит от оформления индивидуальной целостности, с актуализирующейся тенденцией самосовершенствования. Помимо этого, оно развивается в соответствии с общими законами психологического процесса, дополняет, усложняет, интегрирует уже имеющиеся психические связи, образует устойчивое сочетание психических процессов и личности военнослужащего, является определенной движущей силой развития и является его индикатором [13].


Нами были выделены практические рекомендации для развития творческого мышления студентов: 1. необходимо стараться мыслить не как все, пытаться придумывать что-то новое; 2. практиковаться в решении задач, которые требуют нестандартного мышления, решать головоломки, кроссворды; 3. нужно найти для себя вдохновение, с целью формирования новых идей и решений; 4. нужно больше общаться с другими людьми, узнавать от них что-то новое, самообучаться; 5. больше читать, узнавать биографии других людей, это может натолкнуть на новые идеи; 6. не нужно ни за кем повторять, нужно быть ни на кого непохожим в своих мыслях и идеях; 7. нужно пробовать увидеть в привычных вещах что-то новое; 8. нельзя в себе сомневаться, нужно быть уверенным в себе; 9. нужно учиться не бояться ошибок, ошибки лишь ступени на пути к реализации новой идеи.

Характерные черты творческого мышления студентов оформляются под воздействием содержания и форм профессиональной деятельности, в которую непосредственно включены учащиеся. Данные характеристики творческого мышления состоят как в разнообразных уровнях развития некоторых функций в иерархии творческого мышления, равно и в качественной индивидуализации интеграции данных функций у обучающихся.

Заключение

Работа была проведена с целью определения способов и методов активизации творческого мышления студентов.

Проанализировав подходы к исследованию понятия «творческое мышление», нами был сделан вывод о вероятности развития творческого мышления на уровне характерных ему свойств: логичности, критичности, ассоциативности, гибкости, рефлексивности и самостоятельности.

Творческое мышление, являясь сложным психофизиологическим процессом, опирается на функционирование комплекса таких психических структур, как интеллект, креативность, эмоционально-волевая сфера, память и т.п. Этот процесс протекает на различных психических уровнях и требует функционирования аналитико-синтетгического аппарата как базы интеллекта и дискурсивного мышления. С другой стороны, творческое мышление требует задействования интуиции и способности к перекомбинации элементов прежнего опыта на базе воображения и инсайта. Сложность процессов творческого мышления, неоднозначность понимания его сущности с точки зрения разных подходов, теорий и концепций потребовало особенно тщательного теоретического изучения при постановке практической цели развития его у обучающихся.


Исследования последних лет позволяют утверждать, что личностные особенности обучающихся способствуют формированию отзывчивости к условиям творческой образовательной среды и специфическим методикам, стимулирующим повышение уровня творческого мышления.

Данная работа позволяет расширить научные представления о механизмах и факторах развития профессионального творческого мышления студентов высших учебных заведений.

Список использованной литературы

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. – М.: Прометей, 2011. – 410 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 2010. – 230 с.

3. Боно Э. Нестандартное мышление / Э. Боно. – М.: Попурри, 2015. – 224 с.

4. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 2009. – 198 с.

5. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. – М.: Прогресс, 2014. – 127 с.

6. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М.: Смысл, 2016. – 685 с.

7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М.: Прогресс, 2017. – 340 с.

8. Гатанов Е. И. Развитие личности, способной к творческой саморегуляции / Е. И. Гатанов // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 1. – С. 17-26.

9. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей / Л. Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. – 1977. – № 4. – С. 46-58.

10. Коссов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. – М.: АСТ, 2018. – 83 с.

11. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Ю. Н. Кулюткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. – № 1. – С. 22-29.

12. Мусийчук М. В. Аффективно-когнитивная модель развития творческих способностей / М. В. Мусийчук // Тезисы докладов «Психология и практика» ежегодного съезда Российского психологического общества. – 1998. – Т. 4. – Вып. 2. – С. 131-132.

13. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 688 с.

14. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. – М.: Издательские решения, 2015. – 260 с.

15. Рубинштейн С. Л. Процесс мышления и законности анализа, синтеза и обобщения. – М.: Астрель, 2014. – 192 с.

16. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. – М.: Астрель, 2011. – 215 с.