ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 2. (08.09.2008)

История развития социологии.

Лекция 4.

Модель единичного действия Парсонса.

Лекция 5

Социализация личности

Социализация личности

Стадии социализации

Социальный статус

Статусный портрет.

Лекция 7

Культура как социальное явление

Культурные универсалии

Социальные свойства и функции культуры

Основные структурные элементы культуры

Типы социокультурной регуляции

Лекция 8

Социолого-исторические системы представления о мире.

Целостность культуры

Изменение культуры в результате их взаимодействия.

Понятие субкультуры

Лекция 10

Социальные институты и их роль в функционировании общества

Социальные организации и управление ими в современном обществе

Организация как объект изучения социологии

Типология организации

Представление о социальной организации

Внутренняя среда организации

Организационная культура

Внешняя среда организации

Общество как социальная система

Признаки общества

Структурная композиция общества

Фазы функционирования общества

Разрушение общества (аномия)

Петр Штомпка: схема инновационного процесса развития общества

Социология


Препод: Татьяна Владиславовна.

Лектописец: Евгений Волков 04-302 (5 семестр, 2008 г.)

Заходи, если что: http://frela.org/


Лекция 2. (08.09.2008)

История развития социологии.

  1. Зарождение зарубежной социологии

  2. классические социологические теории

  3. основные направления в современной социологии


Социология как наука зародилась во Франции в 20х годах 19 века. Ее основателем считается француз Огюст Конт. Он работал в качестве ученого секретаря другого известного соц. Мыслителя Серсемона, который считал прогресс и научное знание главными общественными силами общ. Развития. Они совместно составили План научных работ, необходимых для реорганизации общества. В нем впервые проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая разрабатывалась бы по образцу естественных наук. Такие, как физика и биология. Первоначально эту науку назвали «соц. физика» Задачей этой дисциплины Конт считал создание «позитивного знания об обществе». В дальнейшем теория Конта получила название «позитивизм».

Позже, в 1839 Конт сменил название науки и ввел термин «Социология».

Конт сравнивал общество с биологическим организмом и высказывал идеи о том, что эволюция общества и является продолжением развития живой природы.


Конт сформулировал закон о трёх фазисах умственного развития человечества:

  1. Теологический (религиозный)

  2. Метафизический (философский)

  3. Позитивный (собственно научный, развитие научного знания)


Главной силой исторического развития Конт считал умственный прогресс человечества.

Конт видел в науке, по сути дела, новую религию и считал, что управлять обществом должны ученые.

Идеи Конта заложили основы разработки теории индустриального общества, главными признаками Конт считал:

  • научную организацию труда

  • непрерывный рост благосостояния всего населения


Закон индустриального общества, согласно Конту, заключается в том, что рост общественного богатства ведет к окончательному согласованию интересов различный социальных групп. В связи с этим, главным принципом современного индустриального общества Конт считал принцип солидарности людей.


Конфликт Конт считал патологией, отклонением от нормы, свидетельством плохого организации труда.

В структуре социологии Конт выделил 2 основных раздела:

  • Социальную статику, изучающую структуру общества

  • Социальную динамику, изучающую социальные изменения и развития общества.


При жизни Конта его взгляды не получили широкого признания, однако, в дальнейшем, они оказали огромное воздействие на все развитие общественной мысли.


Одним из сторонников идей Конта был английский ученый Герберт Спенсер.

В отличи от Конта, Спенсер является представителем либерализма, как направления общественно-политической мысли.

Главный итог общественно – исторического развития он видел утверждение индивидуальной свободы человека.



Спенсер выделяет два исторических типа общества:

  1. Военное общество, в котором сотрудничество людей является принудительным.

  2. Современное, промышленное общество, в котором сотрудничество является добровольным.

Главным механизмом эволюции он считал разделение общественного труда, однако, производственная специализация ведет не к социальным противочечиям, а к развитии механизмов, кооперации и сотрудничеству людей.

Современное общество Спенсер представлял как совокупность разнообразных гражданских ассоциаций, в которых люди участвуют добровольно, на основе личной заинтересованности. Государство должно защищать интересы гражданского общества и разрабатывать необходимые для этого правовые нормы.


Во второй половине 19 века возникло новое психологическое направление в социологии. Его наиболее известными представителями являются: Габриель Татр Фридрих Гиддингс и др. лавное внимание они сосредоточили на таких вопросах, как:

  • Социальная психология

  • Поведение больших и малых групп

  • Поведение толпы

  • Механизмы массовой агрессии

  • Взаимоотношение лидеров и толпы и т.д.

Габриель Татр эти идеи в работах «Законы подражания», «Общественное мнение и толпа». Густав Либбон написал работу «Психология народов и масс», в которой рассмотрел психологические механизмы психологического заражение, внушения, подражания.

Становление социологии как учебной дисциплины связано с деятельностью французского ученого Эмиля Дюркгейма. Он первый разработал методологию и методы социологических исследований. Он впервые начал преподавать социологию в университете. Свои взгляды он изложил в работах «Метод социологии», «О разделении общественного труда» и др.

В структуре социологии Дюркгейм выделил три основных раздела:

  1. Социальная морфология (структура общества)

  2. Социальная физиология, изучает различные стороны общественной жизни, включает такие направления, как социологии религии, социология морали, юридическая, юридическая социология и т.д.

  3. Общая социология, которая вырабатывает общую социологическую теорию и изучает общие закономерности общественного развития.


Дюркгейм рассматривал развитие общества как последовательную эволюцию и выделял два типа общества:

  1. традиционные

  2. современные

Различия между ними заключается в состоянии коллективного сознания. Для традиционного общества характерна механическая солидарность. Переход к современному обществу связан с возникновением органической солидарности и соответствующими изменениями в коллективном сознании.




Пошло как-то упущение вот устоев и традиций православных, православных, да?

Вот эти все классовой борьбой чето вот это вот как сказать то… изолированное такое гос-во СССР все разрушилось вот и классовый зазор, значит, и причины значит в нравственном моральном состоянии.


Платон.




Вот в том же примере про каучук…

Вот сопсно да…. Человечества, да человек дай человеку власть тоесть и мы сопсно и видим что предсталяет большинство ну…

И мог какбы ясно что сейчас люди что живут это упущенные случаи и надо свое воспитание как бы вот воспитывать чувство совести надо как-то наладить, да? Начальное образование… естессно, да… палку-копалку с обезьянами… я ржал ;)

прямо вот прям.

Да вот то есть… я считаю вот собственно вот собственно и вот.


Вот и какбы неравенство эээ… как бы бороться с этим глупо в изначальном варианте.

Бездомные, сироты, инвалиды… какие-то у них заболевания то есть они не могут себя обеспечить как трудоспособное население. Но неравенство допустимо.


Та же пенстия вот тооесть какбы экономика…

Там-там-тарарам…


Киря сказал золотые слова: «вот то что мы ща обсудили. Это уже по факту неправильно»

Успех не зависит от того, насколько ты умный, а то, как ты смог себя повернуть!

Что какбы как… да то есть если эти все находятся вообще то есть.









Лекция 4.

Действие социальное если:

  • оно осознанное

  • оно направлено на дргуого человека

Модель единичного действия Парсонса.


Нормы, ценности и правила

Я (Актор, деятель) -> Цель

Условия, ситуации

  • контролируемые – зависят от актора

  • неконтролируемые – не зависят от актора


Средства завися от норм и ценностей


Типовые перемены социального действия

- это способы ориентации актора на другого человека, т.е. на какие свойства, принципы и критерии ориентируется актор, строя свои отношения с другими людьми. Эти способы ореинтации представлены как альтернативы.

  • Универсализм-партикуляризм – это ориентация индивида (актора) на другого человека на общие универсальные правила или на частные субъективные критерии.

  • Ориентация индивида (актора) на достижения или на приобретенное им от рождения.

  • Диффузность-специфичность – это принятие актора в той или иной ситуации на себя диффузных (широких) обязанностей или специфический.

  • Аффиктивность, аффективная нейтральность. (Эмоциольнальная ориентация.)


Социальная реальность – это

  1. Личность (поведение)

  2. Группы людей

  3. Социальный институт

  4. Социальные связи


Социология – наука об обществе, поведении больших, средних, малых групп о действиях социальных институтах, пронизанная социальными связями на основе широкого привлечения эмпирического материала.


Ферральные люди – люди, воспитанные вне общества (Маугли).


Социальная связь – это логика интеграции и согласования взаимодействий людей на основе символической культурной коммуникации.


Может быть

  • устойчивой и не очень

  • формальной и неформальной

  • непосредственная и опосредованная


Основные элементы связи

  • Субъекты связи

  • Предмет связи

  • Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами


Виды социальной связи

  • Социальный контакт

    • разовое взаимодействие

    • регулярное

  • социальное взаимодействие

    • сотрудничество – дружба, партнерство, солидарность, любовь

    • соперничество –


Лекция 5

Социализация личности


Человек – принадлежность к виду и роду человека.

Индивид – обладает индивидуальностью

(на семинаре:

Индивид – это чел без социализации, особь.

Человек – социолизовавшийся индивид.)

Личность – подчеркивает неприродную социальную сущность человека.


В социологии личность определяется:

    1. системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественном отношении и проявляющееся в современной

    2. субъект социальных отношений и сознательной деятельности


    Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включение людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.


    Факторы, влияющие на развитие личности:

    • ценности и нормы, которые существуют в обществе

    • жизненный опыт родителей и самого…


    Личность как основной элемент социальных систем

    Социология личности сосредоточена на трёх основных проблемах:

    • изучение личности как элемента социальной системы

    • изучение личности как объекта социальных отношений (это воздействие общества на личность)

    • изучение личности как субъекта общественных отношений, в том числе, влияние социальной деятельности и активности на общество

    Социализация личности

    - это процесс освоения и усвоения индивидом или субъектом норм, ценностей и установок, присущи данному обществу и социальным группам, в которые он включен.



    Социализация

    Социальная адаптация

    - это процесс приспособления субъекта к новой социальной среде

    Адаптация может быть:

    • Первичная (когда человек первично адаптируется в среде (первый раз в первый класс))

    • Вторичная (когда человек подстраивается к существующей среде, например, устройство на работу)

    Интериоризация

    - это процесс усвоение и принятия личностью социальных норм и моделей поведения на ценностном уровне.




    Социолог

    Основная идея

    Жан Жак Руссо

    Идея о «двоекратном» рождении человека:

    1. Первое рождение связано с первичной социализации, когда складывается «минимум» личности. Здесь человек овладевает определенными знаниями о мире, усваивает основные ценности и исполняет ряд социальных ролей

    2. Второе рождение связано с формированием целостного мировоззрения, идеологии, активной воли и системы жизненных установок

    Тард

    Основа социализации – это превращение внешних нормативных требований во внутренний регулятор личности

    Зигмунд Фрейд

    1. Бессознательное я (инстинкты)

    2. Эго, то, что довлеет над «я»

    3. Сверх «я»

    Жан Пиаже

    Основная идея становление личности идет в процессе обучения мышлению.

    Кольберг

    Критерий нравственного роста. Выделил 3 уровня и 7 стадий нравственного роста.

    1. Донравственный уровень

      • Ориентация на повиновение и страх

      • Отсутствие требования социальной системы

    1. Конвенциональный

      • Ориентация на межличностное соглашение

      • Поддержание социального порядка путем соблюдения законов

    2. Автономный уровень

      • Ориентация на социальное соглашение

      • Ориентация на общечеловеческие принципы и ценности

      • Выработка собственных принципов и ценностей







    3. Стадии социализации

      1. Первичная социализация – от рождения до подросткового периода (социальный опыт не критический)

      2. Индивидуализации – от 18 до 25 (желание выделить себя среди других, критическое отношение к нормам и т.д.)

      3. Стадия интеграции – процесс вписывания в общество

      4. Трудовая

      5. Послетрудовая социализация (пожилой возраст)


      Агенты социализации - люди, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.


      Институты социализации – организации, учреждения, влияющие на процесс социализации.


      Ресоциализация – это усвоение новых ценностей и ролей вместо прежних, либо недостаточно усвоенных, либо устаревших.


      Десоциализация – это отрицание общественных норм и правил.


      Социальный статус

      - это положение человека в обществе или группе, этто совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений.













      Статусный портрет.




      Социально – экономические статусы:

      -Экономический статус (отношение к собственности или деньгам)

      -Профессиональный (в дипломе)

      -Статусы, связанные с культурой

      -Религиозный статус (конфессия)

      -Наука

      -Образование

      -Искусство

      -Территориальный (горожанин, сельский житель и т.д.)













      Лекция 7

      Культура как социальное явление

      Трехчастное деление культуры:

      • Материальная

      • Социальная – правила и нормы поведения, традиции группового поведения

      • Духовная – ценности и т.д.


      Культура связана с неприродным в человеческой жизни, с тем, что не передается генетически, а возделанное человеком в себе и вовне.


      Культурные универсалии

      Мэрдок выделил культурные универсалии (присуще всему человеческому обществу, не зависимо от человеческого развития).


      Социальные свойства и функции культуры

      Функции:

      1. Интегративная

      2. Регулятивная

      3. Информирующая

      4. Ограничительная


      Конечна это чудо микстуры от простуды но здесь готовлю я

      Социальные свойство:

      Культура – это образец или стандарт, принятый в группе или коллективе, благодаря которому создается возможность предсказуемого поведения актора.


      Культура – это знаки, идеи и символы, которые разделяет не один человек, которые понятны и приняты всем, которые находятся в едином культурном пространстве.


      Основные структурные элементы культуры

      • Язык – идентификатор, интерпретатор, ретранслятор

      • Ценности

      • Мода

      Типы социокультурной регуляции

      Традиционно-шаблонный – привычки, обычаи, ритуалы (новый год, свадьба и т.д.)

      Ценностно-нормативный –


      Лекция 8

      Социолого-исторические системы представления о мире.


      Миф – это чувственная, эмоциональная картина мира, неспособствующая его глубокому пониманию.


      Религия определенным образом организует взаимодействие каждого человека с Богом и святым законом и предлагает каждому человеку глубоко-личностную регуляцию.