ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 2. (08.09.2008)

История развития социологии.

Лекция 4.

Модель единичного действия Парсонса.

Лекция 5

Социализация личности

Социализация личности

Стадии социализации

Социальный статус

Статусный портрет.

Лекция 7

Культура как социальное явление

Культурные универсалии

Социальные свойства и функции культуры

Основные структурные элементы культуры

Типы социокультурной регуляции

Лекция 8

Социолого-исторические системы представления о мире.

Целостность культуры

Изменение культуры в результате их взаимодействия.

Понятие субкультуры

Лекция 10

Социальные институты и их роль в функционировании общества

Социальные организации и управление ими в современном обществе

Организация как объект изучения социологии

Типология организации

Представление о социальной организации

Внутренняя среда организации

Организационная культура

Внешняя среда организации

Общество как социальная система

Признаки общества

Структурная композиция общества

Фазы функционирования общества

Разрушение общества (аномия)

Петр Штомпка: схема инновационного процесса развития общества


Идеология – это система рационально-логического обоснования социального поведения людей, их ценностей, норм и взаимоотношений и предлагает каждому человеку глубоколичностную регуляцию поведения через спасение души, проповедует этическое воздаяние. В узком смысле – это идеология группы, слоя, класса; а в широком – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность.

Разница между идеологией и религией


Целостность культуры


Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культур как центральной.


Деструктивные формы этноцентризма:

  • Ксенофобия

  • Шовинизм


Релятивизм – это соотнесение образцов поведения и нравов, присущих тому или иному народу с типом данной культуры и ее внутренней логики. Оценка отдельного элемента культуры (обычая традиции) возможна только в рамках данной культуры.



Изменение культуры в результате их взаимодействия.

Взаимодействие различных культур может происходить как внутри одной культуры (в данном случае, это распространение новых ценностей и образцов поведения, присущих одному слою общества на другие слои), так и входе социального взаимодействия культур различных обществ и народов.


Социальные взаимодействия культур могут носить следующий характер:

  • Добровольно заимствование

  • Вынужденное заимствование – тогда, когда заимствование сочетает в себе внешней добровольности и внутреннего принуждения.

  • Принудительный – например, колонизация, навязывание и порождает изменения:

    1. ассимиляция – полное принятие одной культуры другой (растворение)

    2. адаптация – соединение изначальных и заимствованных элементов культуры в единое целое

    3. синкритичность – сохранение противоречащих друг другу установок, которые примиряются в единой культуре.

    4. отторжение – неприятие образцов поведения другой культуры (аккультурация)


Понятие субкультуры

При сохранении для данной культуры менталитета и ценностей возникает:

  1. Специфические ценности, нормы и обычаи (воинская военная субкультура)

  2. Стилевые особенности, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры (казачья субкультура)







Лекция 10

Социальные институты и их роль в функционировании общества

  1. Социальные институты (СИ): их сущность.

  2. Основные признаки социальных институтов

  3. Функции и дисфункции социальных институтов


Примеры институтов: Брака и семьи, армии, религии, экономический, образовательный, культурный, медицины.


СИ возникает из-за потребности.


Социальные институты: их сущность

В литературе существует 2 СИ:

  • Просто институт. (слово «институт» в узком смысле (например как в МАИ))

Социолог

Определение

Веблен

СИ – это совокупность общественных обычаев, воплощение определенны привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемые из поколение в поколение. СИ – это орудие приспособления к изменяющимся условиям как внешней, так и внутренней среде.

Миллс

СИ – равно понятию «институционализации», т.е. обозначающее закрепление практики ил области общественных отношений в виде закона или социальной нормы.

Гелен

Социальные институты обеспечивают процедуры упорядочивания поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Бовье

СИ – этот система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение конкретных социальных потребностей или целей.

Фролов

СИ – это организованная система связи социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Анулин

СИ – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов и норм, регулирующих взаимодействие людей в определенные сфере жизнедеятельности и организующие его систему ролей и статусов.



СИ представляет собой

  • Ролевую систему, в которую включены статусы, нормы и роли

  • Совокупность обычаев, традиций и правил поведения

  • Формальную и неформальную организацию

  • Совокупность учреждений, регулирующих определенную форму общественных отношений

  • Наличие ресурсов или материальной базы


Основные признаки социальных институтов:

  • Особый тип регламентации взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Механизмы регулирования в СИ носят жесткий обязывающий характер, что обеспечивает регулярность и предсказуемость социального института.

  • Четкое распределение функций прав и обязанностей участников институцианализированного взаимодействия. Невыполнение функций ведет к применению санкций.

  • Деперсонализация (обезличенность) требований к членам социального института. Включаясь в институт институционализируемые социальные связи, человек берет на себя деперсонализированные права и обязанности, диктуемые его ролью и статусом в его социальном институте.

  • Профессионализация выполнения функций.

  • Наличие средств и ресурсов

  • Наличие учреждений и органов управления

  • Наличие чоткой статусно-ролевой структуры.

  • Система санкций, обеспечивающая поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения…

  • Культурные символы, которые в концентрированной форме создают представление об институте

  • Кодексы поведения, стандарты нормы ролевого взаимодействиия

11, 12 - пропущены

Лекция N

Социальные организации и управление ими в современном обществе

  • Организация как объект изучения социологии

  • Социологи о социальной организации

  • Внутренняя среда организации

  • Внешняя среда организации

  • Функция лидеров организации


Организация как объект изучения социологии

Почему социология изучает организации

  • Организация состоит из людей, включенных в деятельность

  • Организации ориентированы на удовлетворение жизненно важных социальных потребностей

  • В организации устанавливается контроль за поведением и деятельностью людей, устанавливаются «рутины» во имя поддержания целостности и предсказуемости формируемого социума

  • Организация представляет собой соединение разнородных деятельностей во имя достижения определенной цели


Организация – это коллективный субъект скооперированной деятельности в основе которой лежит целедостижение.


Типология организации

  • По типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности

  • По типу и степени жесткости организационных структур

    • Скалярные – жестко структурированные (армия)

    • Латеральные – менее жестко структурированные

Представление о социальной организации

Макс Вебер:

Формальная организация – это ореинтированная на достижение общеорганизационных целей жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.



Школа человеческих отношений:

Мэйо, Саймон, Хомонс:

Неформальная организация, неформальное отношение между людьми


Внутренняя среда организации

К внутренней среде относятся:

  • Цели организации

  • Стратегия

  • Совокупность средств деятельности (оборудование, инструменты, навыки персонала, позволяющая обеспечить переработку сырья в конечную шнягу)

X. Макгрегор: средний человек глуп, ленив и жаден, основная мотивация - материальная

Y. Мэйо: мотивация – нематериальная и т.д..

Z. Этциони: хз =)


Организационная культура


Внешняя среда организации

Внешние факторы - это совокупность внешних по отношению к организации факторов, влияющих на ее жизнедеятельность.


Функции лидеров в социальной организации

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Координация базовых деятельностей

  • Контроль за результатами деятельности


Лекция N+1

Общество как социальная система

Признаки общества

Это устойчивые черты, которые позволяют отличить общество как целостное

От других социальных образований отличает:

  • Территория, на которой локализовано общество

  • Универсальность общество

  • Автономность – способность существовать самостоятельно, за счет высокого уровня саморегуляции

  • Интегрированность – способность общества включать каждое новое поколение в контекст социальной жизни.


Общество – сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя:

  • Многообразие устойчивых социальных взаимодействий

  • Все институты и общности, локализованные в рамках отношений государственно-территориальных границ

Структурная композиция общества

  • Общественно-ролевой уровень – базовые состояния устойчивых социальных взаимодействий

  • Институциональный. Статусно-ролевые позиции организованы и упорядочены благодаря более сложным структурным образованиям соц. …

  • Социетальный – этот уровень воспроизводит связи, значимые для общества в целом и регулирует все групповые виды взаимодействий. Социетальный уровень состоит из двух взаимодополняющих способов организации связи: культуры и политической власти.


Культура задает ценностные поведения людей в виде нравственных норм и моралей, которые пронизывают институциональный и статусно-ролевой уровни общества.

Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институциональным и статусно-ролевым уровнем, в тех случаях, где нормы морали требуют подкрепления в виде права, закона и принуждения.


Фазы функционирования общества

  • Фаза динамического равновесия общества – характеризуется ореинтацией людей на статусно-ролевые предписания, благодаря чему, обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, а также, соблюдаются культурные и правовые нормы.

  • Фаза нарушения равновесия – это увеличение несоответствия людей ролевым и статусным указаниям. Девальвация санкций, нарушение порядка.

  • Фаза нового динамического равновесия – это восстановление устойчивого состояния системы



Разрушение общества (аномия)

Основной признак – нарастание девиации (обесценивание).

Аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением людей, ведущая к отчуждению человека от общества.

Петр Штомпка: схема инновационного процесса развития общества

  1. Создание новаций

  2. Сообщение новаций (посредством СМИ)

  3. Фильтрация новаций тремя уровнями: 1. правящая элита, 2. правовые нормы, 3. принятие новой новации населением.

  4. Прорастание новаций – когда новация занимает определенную нишу, адаптируется в обществе.

  5. Легитимация новаций – узаконивание новаций