Файл: Правовой статус международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальному принципу, на ее территории проживает многонациональный народ, а границы России соседствуют со многими государствами. Такое положение обязывает страну быть развитой во всех сферах общественной жизни, владеть актуальной информацией и находить компромисс.

Внешнеторговые отношения России с другими странами хорошо развиты и в настоящее время находятся в развитии, а такие отношения не исключают возникновения споров по экономическим и частно-правовым вопросам.

Разрешение таких споров затруднительно, поскольку внутренняя судебная система России подразумевает применение национального права, а иностранные организации могут настаивать на применении права их страны.

В целях решения проблемы функционирует международный экономический арбитраж, который позволяет сторонам спора достигнуть соглашения о разрешении спора даже до возникновения такового.

На территории Российской Федерации международный коммерческий арбитраж представлен Торгово-промышленной палатой РФ и функционирующими Международной морской комиссией и Международным коммерческим арбитражным судом.

Целью данной работы является изучение правового статуса указанных институтов международного арбитража, и выявление их особенностей, правил и порядка деятельности.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ В

РОССИИ

Одним из видов арбитража, администрируемого Российским арбитражным центром является международный коммерческий арбитраж. В рамках данного арбитража разрешаются следующий споры:

  • в которых участвует сторона с местом нахождения коммерческого предприятия за границей;
  • если место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

Международный коммерческий арбитраж регламентирован в Российской Федерации Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, а также Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-1. Администрирование международного арбитража осуществляется Арбитражным регламентом.


Международный коммерческий арбитраж не стоит путать с государственным Арбитражным судом РФ, поскольку первый является негосударственным, третейским коммерческим судом, специально предназначенным для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которой выступают лица разной государственной принадлежности, а именно иностранные фирмы и организации.[1] Такие суды не рассматривают споры между государствами – субъектами международного публичного права.[2]

В Российском арбитражном центре сформирована база специалистов в области международного арбитража, состоящую из ведущих иностранных специалистов.

Преамбула Закона «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует утверждение пересмотренный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном торговом арбитраже, основные положения которого касаются правил его толкования, арбитражного соглашения и обеспечительных мер. Данное положение утверждено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в Типовом законе, принятом в 1985 году ЮНСИТРАЛ и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН.

Закон «О международном коммерческом арбитраже» использует термин «третейский суд» и предполагает любой арбитраж вне зависимости от того, образуется он специально для рассмотрения отдельного дела (арбитраж ad hoc) или осуществляется постоянно действующим судом (институционный). Таким образом, положения Закона применяются во всех случаях, когда арбитраж проводится на территории России.

Формальными источниками права, которые регламентируют международное арбитражное производство являются:

  • международное законодательство;
  • национальное законодательство;
  • соглашение сторон и арбитражный регламент.

Основным источником международного права в сфере коммерческого арбитража является Нью-Йоркская Конвенция 1958 года – Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.[3] На сегодняшний день она ратифицирована более чем 140 государствами мира.

ГЛАВА 2. КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России (МКАС) – это самостоятельное постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся третейским судом, и частью правового института международного коммерческого арбитража.[4]


При Торгово-Промышленной палате РФ (ТПП РФ) функционируют два постоянно действующих органа международного коммерческого арбитража: Международный коммерческий арбитражный суд, который первоначально назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией (ВТАК) 1932 года создания, и Морская арбитражная комиссия, образованная в 1930 году.

История внешнеторгового арбитража России берет свои истоки еще из Древней Руси, и институт третейского разбирательства того времени имел много схожего с аналогичным институтом Римского права. В средние века третейские суды России не получили широкого распространения в сфере регулирования споров между участниками торгового оборота, как в странах Европы. При этом, они все же существовали в крупных территориальных торговых городах России. И только в XVIII – XIX веках отечественные юристы серьезно обратились к научной разработке проблем деятельности третейских судов России. Среди наиболее выдающихся стоит отметить А.Д. Вицына и А.Ф. Волкова.

В советское время правами третейского суда пользовались биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, основанных в 1922 году. Наиболее ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 году Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР было принято 17 июня 1932 года.[5]

В настоящее время компетенция МКАС возникает в силу арбитражного соглашения и международных договоров РФ.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ является ведущим в России и странах Восточной Европы третейским судом по разрешению коммерческих споров международного характера. На его разрешение могут быть переданы споры, которые включают такие гражданско-правовые отношения, как:

  • купля-продажа (поставка) товаров;
  • выполнение работ, оказание услуг;
  • обмен товарами и/или услугами;
  • перевозка грузов и пассажиров;
  • торговое представительство и посредничество;
  • аренда (лизинг);
  • научно-технический обмен, обмен другими результатами творческой деятельности;
  • сооружение промышленных и иных объектов, лицензионные операции;
  • инвестиции;
  • кредитно-расчетные операции, страхование, совместное предпринимательство и другие формы промышленной и предпринимательской деятельности.

МКАС имеет право разрешать споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между сторонами при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.[6]


В соответствии с Законом 1993 года и Арбитражным регламентом в данном арбитражном суде имеется список арбитров. Принципиальная особенность Регламента МКАС, действующего с 1 мая 1995 года, является то, что спорящим сторонам предоставлена возможность выбирать арбитров не только из списка, утвержденного Президиумом ТПП РФ, что делает список факультативным. Функции арбитров могут выполнять лица, не внесенные в список, за исключением следующих случаев:

  1. Ередседателем состава арбитража может быть только лицо, состоящее в списке;
  2. Единоличным арбитром может быть только лицо, состоящее в списке;
  3. Председатель МКАС может назначить арбитра за сторону при не достижении договоренности между сторонами, а также единолично арбитра только из списка арбитра.

Данные положения соответствует международной практике, хотя случаи назначения арбитров не из списка, утвержденного Президиумом ТПП РФ немногочисленны. Список утверждается ТПП РФ сроком на пять лет.

На должность арбитра могут претендовать лица, соответствующие ряду критериев, таких как профессиональная квалификация, независимость и беспристрастность в разрешении данного спора. Гражданство не имеет значения.

Арбитры не являются представителями сторон. Дела рассматриваются арбитражем в составе трех арбитров или по соглашению сторон – единоличным арбитром. Слушание дел производится при закрытых дверях, и только с разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.

В соответствии с Регламентом МКАС слушание дела ведется на русском языке, но с согласия сторон слушание может осуществляться на другом языке. В случае, если стороны не владеют языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе сторон должно обеспечить их услугами переводчика.

Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного арбитражного решения или постановления и только когда спор разрешен по существу. Арбитражное разбирательство может быть прекращено, если стороны в ходе разбирательства урегулировали спор.

Решение принимается большинством голосов состава арбитража. Если оно не может быть принято большинством голосов, то решение принимается председателем состава арбитража.[7]

МКАС принимает меры к тому, чтобы арбитражное решение было вынесено в срок не превышающий 180 дней со дня образования арбитража.

Арбитражная оговорка МКАС, рекомендуемая для включения в коммерческие контракты звучит так: «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».[8]


Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ (МАК) рассматривает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореплавания, а также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

Процедуру арбитражного разбирательства МАК определяет Регламент: оно возбуждается подачей искового заявления в соответствии с реквизитами, указанными в Регламенте, и подписывается уплата арбитражного сбора.

Решения по делу, рассмотренному двумя арбитрами, принимается единогласно. Порядок принятия решения комиссией, состоящей из трех арбитров, идентична принятию решения МКАС.

Исполнение решения МКАС и МАК, не исполненное добровольно, а также решения арбитража ad hoc подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007. В остальном, ни российское законодательство о судопроизводстве, ни процессуальное законодательство к международному коммерческому арбитражу не применяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из видов арбитража, администрируемого Российским арбитражным центром является международный коммерческий арбитраж.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России (МКАС) – это самостоятельное постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся третейским судом, и частью правового института международного коммерческого арбитража.

При Торгово-Промышленной палате РФ (ТПП РФ) функционируют два постоянно действующих органа международного коммерческого арбитража: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

Международный коммерческий арбитраж регламентирован в Российской Федерации Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, а также Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-1. Администрирование международного арбитража осуществляется Арбитражным регламентом

Формальными источниками права, которые регламентируют международное арбитражное производство являются международное законодательство, национальное законодательство, соглашение сторон и арбитражный регламент.

МКАС имеет право разрешать споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между сторонами при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.