Файл: Административно-правовое положение предприятий, учреждений и организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учреждения  и предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать природоохранное законодательство, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья своих работников и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции.


Компетентные  органы исполнительной власти осуществляют контроль соблюдения предприятиями и учреждениями вышеуказанного законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.
Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений имеет свои особенности.

Особенностью административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений является то, что они являются собственностью государства.
Государство в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.
Разновидностью  государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое, либо используемое ими не по назначению, имущество.
Важной мерой по управлению предприятиями явилось принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Собственником унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.
1)унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации;
2)унитарные предприятия, основанные  на праве оперативного управления: федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Федерации.
Учредителем унитарного предприятия может выступать  Российская Федерация, субъект Федерации  или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается решением Правительства Российской Федерации или другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.
Решение об учреждении государственного предприятия  субъекта Федерации принимается решением соответствующего органа субъекта Федерации.
Государственное предприятие может быть создано в случае:
1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
3)необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
4)необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
5)необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
6)необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.



После принятия решения об учреждении предприятия и утверждения, наступает период государственной регистрации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с внесением их в государственный реестр юридических лиц и выдачей им свидетельства об индивидуальном номере налогоплательщика.

Заключение:

Предприятия и учреждения являются разновидностями  организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.

Гарантиями  самостоятельности предприятий и учреждений являются:

1) запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом;

2) право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке.

Неправомерные действия или незаконные акты государственных  органов, в том числе и органов  исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд.

Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав.

Предприятия и учреждений подлежат государственной регистрации и считаются созданными с момента государственной регистрации.

Ликвидация предприятий и учреждений производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Предприятия, учреждения могут быть ликвидированы в случае признания их банкротами.

В установленных законодательством  случаях прекращение деятельности предприятия, учреждения производится по согласованию с местными органами самоуправления и антимонопольными органами.


Особенности административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относятся: создание предприятий; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение в установленных случаях государственных заказов; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

  • создания предприятия или учреждения;
  • государственной регистрации предприятия или учреждения;
  • получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;
  • определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;
  • ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Подведя итоги данной контрольной работы, можно сказать, что административно-правовой статус предприятий и учреждений устанавливают правовые нормы, которые в свою очередь делят на четыре группы:

  • нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;
  • нормы, адресуемые государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям;
  • нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Административно-правовое положение унитарных предприятий определяется:

а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям;

б) нормами, устанавливающими специфику данного их вида.

В контрольной работе были рассмотрены негосударственные предприятия и их особенности административно-правового статуса. Главная отличительная особенность административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений в том, что влияние государства на них ограничено.

Список литературы:

  • Административное  право. Учебник. Под ред. профессора Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. — 703 с.
  • Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - M.: Щит-М, 1999. — С. 126-130, 132.
  • Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1997 г.- С. 211.
  • Конституция Российской Федерации. – М., 1993 г.