Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:
- право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;
- по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;
- объект обжалования - неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, организаций;
- круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;
- запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;
- подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу, и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;
- срок рассмотрения жалоб и заявлений - один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки. Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами - Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и другими законодательными и правительственными актами.
Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно:
-
- наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
- особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте;
- определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы;
- специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения;
- особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб;
- юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).
Заключение
Таким образом, в курсовой работе мы рассмотрели понятие и особенности административно-правовых гарантий прав и свобод гражданина.
Административно-правовые гарантии прав граждан - это комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.
Органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица непосредственно участвуют в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей. Они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
Реализация административно-правовых прав и свобод граждан базируется на экономических, политических, организационных и юридических гарантиях.
Административно-правовые гарантии, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Судебные гарантии реализуются через рассмотрение судами уголовных, гражданских, хозяйственных (арбитражные суды) и другие категории дел, в том и в виде осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Здесь, нами выявлена проблема отсутствия по настоящее время в России специальных административных судов, которые занимались бы непосредственным разрешением дел, возникающих в сфере административных и иных публично-правовых отношений.
Внесудебные гарантии включают в себя деятельность Уполномоченного по правам человека, Администрации Президента РФ и его Управления по обеспечению конституционных прав граждан и по работе с обращениями граждан. Также сюда относится право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Литературные источники
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - N 9. - Ст. 1011.