Файл: Конституционные гарантии права на жизнь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-жалобы от физических лиц, неправительственных организаций либо группы частных лиц, считающих, что в результате нарушения государством требований Конвенции были ущемлены их права и свободы (ст. 34 ЕКПЧ);

-межгосударственные жалобы государств–участников Конвенции (ст. 33 ЕКПЧ).

Советом Европы установлены очень жесткие требования к обращениям в Европейский суд по правам человека. Несоблюдение этих требований зачастую влечет за собой отклонение обращений граждан и оставление без рассмотрения по существу.

Следует отметить, что жалоба должна быть приемлемой для рассмотрения в суде. Критерии приемлемости принятия жалобы Европейским Судом следующие:

1. Нарушение права должно иметь место после 5 мая 1998 г., т.е. после вступления ЕКПЧ в силу для Российской Федерации.

2. У заявителя должно быть нарушено такое право, которое напрямую гарантируется ЕКПЧ. Даже если будет грубое нарушение права заявителя, которое не предусмотрено ЕКПЧ, жалоба будет признана неприемлемой.

3. Заявителем должна быть сама жертва. Только то лицо, чье право нарушено, должно самостоятельно решать- будет ли оно обращаться в Европейский Суд за защитой своих прав. Допускается оказание помощи адвокатом или юристом в составлении жалобы от имени заявителя, причем жалоба принимается в простой письменной форме без печатей, штампов учреждений, так как суд первоначально исходит из презумпции добропорядочности жертвы, адвоката и т.д.

4. Жертва должна исчерпывать все возможные средства защиты внутри своей страны. Имеют место случаи неэффективного использования либо использования не тех средств защиты. При этом жертва обязана исчерпывать только эффективные средства правовой защиты, так что обращаться в порядке надзора, например, в Верховный Суд РФ, совершенно не обязательно. Реально можно обращаться в Европейский Суд после решения кассационной инстанции.

5. Другим важным критерием приемлемости является ограничительный срок, который в случае его пропуска не подлежит восстановлению. Этот срок- 6 месяцев после вынесения последнего судебного решения, чаще всего определения суда кассационной инстанции. Поэтому ожидание рассмотрения жалоб в порядке надзора может привести к пропуску шестимесячного срока.

6. Обращение заявителя должно быть обосновано и доказано приложенными к жалобе документами. Бремя доказывания нарушения по общему правилу лежит на заявителе.

7. Не должно быть дублирования обращений. Это означает, что неприемлема жалоба, поданная одновременно в Европейский Суд и другой квазисудебный орган, например в Комитет по правам человека при ООН.


8. Не допускаются злоупотребления правом обращения на защиту, а также жалобы, содержащие неопределенные формулировки о нарушении всех возможных прав, голословные или оскорбительные формулировки в адрес судов, органов следствия и т.д.

Таким образом, на основании соответствия перечисленным критериям направленные в Европейский Суд жалобы могут быть признаны приемлемыми, частично приемлемыми или неприемлемыми. В ответ заявитель получает уведомление о принятии или отклонении его обращения на основании ст. 34, 35 ЕКПЧ без подробных разъяснений. В том случае, когда по подобному вопросу уже было вынесено решение Европейским Судом, государство должно будет принимать самостоятельные меры к устранению заявленных нарушений.21

Жалоба может быть подана, если решение любого суда, в том числе первого звена, прошло через кассационную инстанцию и вступило в законную силу. Срок на подачу жалобы начинает течь после даты вынесения окончательного внутреннего решения либо после даты, когда гражданин, не присутствовавший на оглашении судебного решения, был официально уведомлен о принятии такого решения.

Датой подачи жалобы, как правило, считается дата поступления от заявителя первого письменного обращения, излагающего хотя бы в краткой форме предмет жалобы (ст. 47 Регламента Европейского Суда по правам человека). При этом суд, если сочтет это оправданным, может принять другую дату в качестве подачи жалобы (например, дату подписания жалобы, дату отправки жалобы по почте). Первое заявление может быть подано в произвольной форме на родном языке заявителя. В нем в хронологической последовательности следует излагать имеющие отношение к делу факты. Поступившая в Европейский Суд по правам человека жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы (заявления). Суд вправе отклонить любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, на любой стадии разбирательства.22

Права и свободы, которые защищает Европейский Суд, определены в ст. 2-14 Конвенции.

Ст.2 ЕКПЧ провозглашает право на жизнь. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертельного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Ст.3 ЕКПЧ запрещает пытки. Гарантии этой статьи включают в себя требования недопустимости бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения, а также обеспечения гуманных, человеческих условий содержания лиц под стражей. Эта статья «работает» и в том случае, когда речь идет об экстрадиции. Государство, в котором находится нарушитель, не вправе выдать его по требованию другого государства, если располагает очевидными фактами, что там лицо будет подвергаться пыткам.


Ст.5 ЕКПЧ провозглашает право на свободу и личную неприкосновенность. В основном обращения российских граждан по уголовным делам в Европейский Суд касаются именно этой статьи. В рамках ст.5 суд решает вопросы о законности заключения под стражу, включая точное выполнение процедуры, установленной национальным законодательством (параграфы 1 и 2); о разумном сроке содержания под стражей, о критериях определения разумности такого срока (параграф 3); о гарантиях обжалования решения о содержании лица под стражей (параграф 4).

По смыслу параграфа 5 ст. 5 каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или заключения под стражу, имеет право на компенсацию. Восстановление нарушенных прав является обязанностью государства, которое осуществляется в гражданском порядке.

Ст.6 ЕКПЧ гарантирует право на справедливое судебное разбирательство.

ЕКПЧ содержит ряд статей, гарантирующих политические и гражданские права и свободы. Это ст. 8-11, требующие соблюдения права на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, свободу совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и объединений.

Ст.13 ЕКПЧ гарантирует право на эффективное средство правой защиты.23

Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из официального признания Россией юрисдикции Европейского Суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней следует, что российским судам необходимо учитывать в своей деятельности прецедентную практику Европейского Суда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации, что открывает дорогу для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее состоявшихся по нему решений, в том числе принятых высшей внутригосударственной судебной инстанцией. Данная правовая позиция нашла отражение в новейшем российском уголовно-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве.


Если защищаемые Конвенцией права и свободы нарушены законом, примененным в конкретном деле, то есть если речь идет о дефекте закона, то вопрос о его судьбе решает законодатель, а в пределах своей компетенции может решить и Конституционный Суд.

В соответствии со ст.19,32 Конвенции Европейский Суд обеспечивает соблюдение всеми государствами-участниками Конвенции взятых на себя обязательств в области прав человека. Постановление Европейского Суда по правам человека является окончательным и обязательным для исполнения компетентными органами государства-ответчика (ст. 46 ЕКПЧ). Неисполнение решения может повлечь приостановление членства государства в Совете Европы и в конечном итоге в соответствии с решением Комитета министров- исключение государства из состава Совета Европы. Окончательное постановление Европейского Суда по правам человека направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Дело, рассмотренное Европейским Судом по правам человека, не считается оконченным до тех пор, пока государство-нарушитель не выполнит полностью его решение.24

Таким образом, постановления Европейского Суда подлежат применению при разрешении аналогичных дел, а также являются поводом для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вынесенных по делам, на основании которых принято постановление Европейского Суда по правам человека.

Решая вопрос о приемлемости жалобы на нарушение прав и свобод, гарантируемых Конвенцией и Протоколами к ней, Европейский Суд, прежде всего, определяет, компетентен ли он рассматривать поданную жалобу. Соблюдение требования о предметной компетенции Суда представляется несложным для выполнения, однако его нарушение не раз служило основанием для признания жалоб, в том числе поданных против России, неприемлемыми. Выполнение данного требования является одним из условий эффективности обращения в Европейский Суд по правам человека.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. Этот каталог прав возник не на пустом месте, он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.25

Заключение

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Однако в положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса. 26Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.


Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Обновленное гражданское, административное, арбитражно-процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Приняты федеральные законы о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; новые федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и др. Однако в сфере обеспечения гарантий прав и свобод еще не заполнены все законодательные пробелы.

И все же при всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: социально-экономические, политические.

Приложение

Список использованных источников

  1. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт издат , 2006. - 206 с.
  2. Гусев В. Защита права на правосудие в стадии обращения в суд.//Российская Юстиция.-2003.-№12.-с.16-18.
  3. Дадашева М.Д. Проблемы законодательного урегулирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.//Гражданин и право.-2006.-№10.
  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).// Гарант.
  5. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов.- Юстицинформ, 2005.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-608 с.
  7. Конституция Российской Федерации.-М., 2006.-48 с.
  8. Сухинина И. Конституционные презумпции в сфере прав и свобод человека и гражданина.//Российская Юстиция.-2003.-№9.-с.11-14.
  9. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации./Отв. ред. В.В. Лазарев.-2-е изд., доп. и перераб.-М.:Спарк, 2001, 678 с.
  10. Панкратов В. Основы избирательного права и Основной закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации).// Российская Юстиция.-2003.-№12.-с. 13-15.
  11. Права человека. Учебник для вузов/Отв. Редактор Е.А. Лукашева.-М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-573 с.
  12. Рабец А.М. Право на жизнь и проблемы гражданско-правовой ответственности за его нарушение.//Юрист.-2001.-№6.-с. 60-63.
  13. Тараненко В.В. Как военнослужащему защитить свои права (судебный и несудебные способы защиты).-За права военнослужащих,2004.
  14. Хаманева Н.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».- 1998.