Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
2.Судебные гарантии прав человека и гражданина в РФ: понятие, виды, значение
По смыслу с. 18 и 46 Конституции РФ судебные гарантии ставятся российским законодательством на первое место.
Конституция Российской Федерации содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Так, в ч.1 ст. 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в случае нарушения последних « государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структур.
К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом, по объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы: 1) составляют те права, которые предусматривают пользование определенными социальными благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности.
Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод- правосудие (ст. 18).
Правосудие- это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права. Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную процессуальную форму, - наилучший способ разрешения споров, установления истины, отыскания правды. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость2.
Закрепленное Конституцией РФ право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22) относится к числу основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения (ч.2 ст. 17), а конституционно установленные особые уголовно- процессуальные гарантии судебной защиты данного права в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими и, следовательно, определяющими смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовно-процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по его применению, изменению и дополнению.
Гарантии судебной защиты имеют особое значение для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека- права на личную неприкосновенность, что признается, в частности, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Согласно этому правовому акту, являющемуся в силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ составной частью правой системы РФ, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо должно быть незамедлительно доставлено к судье или другому должностному лицу, который представляет судебную власть. Ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или проа на освобождение.
Конституции РФ провозгласила право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23), гарантировав при этом только судебный порядок ограничения данного права. Данное право является составной частью права на неприкосновенность частной жизни, закрепленного в основополагающих принципах гражданских и политических прав, суть которого заключается в недопустимости произвольного вмешательства в личную или семейную жизнь человека. Например, ч. 1 ст. 13 УПК РФ распространила судебные гарантии защиты права каждого от произвольного вмешательства в его частную жизнь не только телефонных, но и иных переговоров (например, прослушивание разговора в служебном помещении, съем информации с помощью технических средств через оконное стекло здания).
К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:
1.Гарантии подсудности. Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору, в частности в высшую судебную инстанцию, приговор которой обжалованию не подлежит. Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Помощь адвоката подлежит оплате, но не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь, поэтому Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48)3.
3. Презумпция невиновности. Данная гарантия (ст. 49) запрещает, кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергнуть уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т. д. Формулируя эту важную гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что вина должна быть доказана «в предусмотренном федеральном законе порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуратуре, следователе и лице, производящем дознание. Презумпция невиновности имеет важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого
4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50). Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению, и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение4.
5. Недействительность незаконно полученных доказательств. На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона ( ч. 2 ст. 50).
6. Право на пересмотр приговора. Конституция (ч. 3 ст. 50), чтобы обеспечить осужденного от возможной судебной ошибки, закрепляет за ним право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом. Кроме того, признавая за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания, Конституция обеспечивает возможности более глубоко учесть особенности личности осужденного, все обстоятельства его жизненной ситуации5.
7.Гарантия от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т.е. могут быть использованы против его интересов.
8.Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Следует рассчитывать, что право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, предусмотренные ст. 53 Конституции РФ, займет достойное место в системе юридических гарантий6.
9. Запрет обратной силы закона. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст.54 Конституции РФ).
Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27 апреля1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С его принятием наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.
При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»7. К коллегиальным и единоличным действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений). Теперь в полном соответствии с содержанием ст. 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Ст. 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. В законе от 27 апреля1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»и в дополнениях к нему отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой.
Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и особенно, его права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы - пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.
Я думаю, что конституционное право каждого на судебную защиту означает, то, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.
3.Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.№1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».8
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции и Законом об Уполномоченном (ч.2 ст. 1) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы и назначается большинством голосов от общего числа ее депутатов. Вместе с тем ч.1 ст.2 Закона гласит, что Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам, в том числе и парламенту. Но это не означает, что он не должен поддерживать постоянную связь с парламентом. Его взаимоотношения с Федеральным Собранием выражаются, прежде всего, в форме предоставления последнему ежегодных докладов Уполномоченного о своей деятельности (ст.33 Закона).