Файл: Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и его основные функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшее значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в этой области. В основе классификации органов, осуществляющих государственное управление в данной сфере, лежат объем и характер их компетенции. В связи с этим принято различать органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Задача государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов — обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и иных требований лесного законодательства.

Цель: анализ теоретических аспектов государственного управления в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов и его основные функции.

Задачи:

  • Изучение цели, задачи государственного управления в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • Анализ функций государственного управления в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • Анализ особенностей государственного управления в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Цели, задачи и функции государственного управления в области охраны, защиты и воспроизводства лесов

Под государственным управлением лесным фондом понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и зашиты лесного фонда. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами законодательной и исполнительной власти.

К ведению органов общей компетенции относятся:

— разработка лесного законодательства;

— определение порядка деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

— установление норм и правил пользования лесным фондом, порядка распоряжения лесным фондом;

— установление расчетной лесосеки на территории страны и др.;


— разработка программ развития лесного фонда на подведомственной территории;

— распоряжение лесным фондом в пределах территории; организация ведения лесного хозяйства;

— государственный контроль над использованием и охраной лесов;

— утверждение лимитов лесосечного фонда и др.

Специальные органы государственного управления лесным хозяйством осуществляют отраслевое управление. К их функциям относится проведение конкретных мероприятий по ведению лесного хозяйства, использованию и охране лесов на выделенной территории. Федеральная служба лесного хозяйства осуществляет разработку: основных направлений федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства; проектов законодательных актов в этой сфере; государственных программ развития лесного хозяйства; основных положений о порядке использования лесов. Функции органов управления лесным хозяйством субъектов Федерации зафиксированы в соответствующих положениях.

Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя:

  • обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
  • удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства; снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),
  • повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;
  • совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов, как основы нормативной базы лесной политики;
  • совершенствование системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов; обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов;
  • обеспечение отвечающего современным экологическим, и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
  • развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, непереданных в аренду;
  • совершенствование и развитие государственного лесного контроля и надзора; научно- инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду.

Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются: [1]

  • распределение и перераспределение лесов между лесопользователями; планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
  • государственная инвентаризация лесов; государственный лесной реестр; государственный кадастровый учет лесных участков;
  • государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними; государственный лесной контроль и надзор;
  • лесоустройство; воспроизводство лесов и лесоразведение;
  • охрана и защита лесов.

Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними.

Лесовосстановление - процесс и мероприятия, направленные на восстановление лесной растительности с преобладанием древесных лесообразующих пород, осуществляемые в течение определенного периода. Лесовосстановление является составной частью обязательных мероприятий по воспроизводству лесов после проведения сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, а также при освоении лесов на основе комплексного подхода.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Цели лесовосстановления: воспроизводство лесов в максимально короткие сроки наиболее эффективными в лесоводственном, экологическом и экономическом отношениях способами; рациональное использование земель лесного фонда; повышение продуктивности и качества лесов; обеспечение оптимального породного состава и площадей, занятых лесами; повышение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств лесов для выполнения ими средозащитных и средообразующих функций. Государственное управление лесовосстановлением в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений и органы власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.[2]


Задачи лесовосстановления определяются Лесным планом субъекта Российской Федерации. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). [3]

Планы мероприятий по лесовосстановлению лесничеств и лесопарков детализируют Лесной план субъекта Российской Федерации для конкретной территории и являются основой для планирования лесовосстановления на арендуемых участках лесных земель. Организацию лесовосстановления и обеспечение его на землях лесного фонда осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Мероприятия по лесовосстановлению осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом, или лицами, использующими леса в соответствии с Лесным кодексом.

Особенности государственного управления в области охраны, защиты и воспроизводства лесов

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [4]

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.[5]

Лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются на принципах, перечисленных в ст. 1 ЛК РФ:[6]

— устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;


— сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

— использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

— обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

— воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

— обеспечение охраны и зашиты лесов;

— участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

— использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

— подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

— недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— платность использования лесов.

Механизм правового регулирования, использованный в ЛК РФ, основан на сочетании императивного и диспозитивного методов при существенном преобладании императивных норм. Последние, однозначно, определяют порядок осуществления тех или иныхдействий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Нарушение императивных норм кодекса и перечисленных правил может влечь применение к нарушителю мер юридической ответственности (глава 13 ЛК РФ). Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в ЛК РФ используются редко.[7]

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. [8]