Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
§ 1. Понятие недобросовестной конкуренции
§ 2. Законодательство о недобросовестной конкуренции
§ 3. Акты недобросовестной конкуренции и их классификация
Глава 2. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ОТ АКТОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
§ 2. Формы защиты от актов недобросовестной конкуренции
§ 3. Ответственность за совершение актов недобросовестной конкуренции
- рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом РФ и вступивших в законную силу судебных актов;
- изучение и обобщение практики применения арбитражными судами правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности.
Федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. К полномочиям федерального арбитражного суда округа относятся, в частности:
- проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых федеральным арбитражным судом и вступивших в законную силу судебных актов.
Арбитражные апелляционные суды производят проверку законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, которые приняты ими по первой инстанции.
К полномочиям арбитражного апелляционного суда относятся, в частности:
- проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, путем повторного рассмотрения дела;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых ими вступивших в законную силу судебных актов.
Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции любые дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в частности дела по разрешению споров, вызванных недобросовестным конкурентным поведением хозяйствующих субъектов. Отнесение дела к разрешению конкретного арбитражного суда определяется по правилам, закрепленным в ст. 34 и 39 АПК РФ. По общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения (жительства) ответчика. Исключение составляют правила осуществления подсудности по выбору истца (ст. 36 АПК РФ), договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) и исключительной подсудности (ст. 38 АПК РФ).
Производство в арбитражном суде первой инстанции (исковое производство) осуществляется по правилам, закрепленным в разд. II АПК РФ. Оно начинается с возбуждения производства, инициируемого путем предъявления искового заявления в арбитражный суд. Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом или его представителем. Требования к форме и содержанию искового заявления установлены правилами ст. 125 АПК РФ. Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, определен нормами ст. 126 АПК РФ.
Вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, в частности, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Примером предусмотренного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, возникшего вследствие недобросовестных конкурентных действий, является порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, который установлен нормами, закрепленными в гл. 9 Федерального закона "О защите конкуренции". Порядок судебного разбирательства определен правилами ст. 153 - 166 АПК РФ.
Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам, сформулированным в гл. 34 АПК РФ. Оно возбуждается путем подачи лицом, участвующим в деле, либо иным лицом в случаях, предусмотренных АПК РФ, апелляционной жалобы. Требования к форме и содержанию апелляционной жалобы определены в ст. 260 АПК РФ. Вопрос о принятии апелляционной жалобы к производству решается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в указанный суд.
Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлен правилами, закрепленными в ст. 266 АПК РФ.
Производство в арбитражном суде кассационной инстанции осуществляется по правилам, установленным в гл. 35 АПК РФ. Указанное производство возбуждается путем подачи лицом, участвующим в деле, а также иным лицом в случаях, предусмотренных АПК РФ, кассационной жалобы. Требования к форме и содержанию кассационной жалобы определены в ст. 277 АПК РФ. Вопрос о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции решается судьей единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в указанный суд. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции установлен правилами, закрепленными в ст. 284 АПК РФ.
Специальный порядок защиты от недобросовестных конкурентных действий реализуется посредством обращения в антимонопольный орган, который в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает соответствующие предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
- поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
- заявление юридического или физического лица;
- обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
- сообщение в средствах массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном правилами гл. 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
Выделяют следующие различия судебного процесса и процесса рассмотрения дел антимонопольными органами.
Во-первых, при возбуждении и рассмотрении дел антимонопольным органом не применяется принцип диспозитивности, поскольку антимонопольный орган не только вправе, но и обязан возбуждать дела по собственной инициативе.
Во-вторых, при рассмотрении дел антимонопольным органом по-иному проявляется принцип состязательности, поскольку антимонопольный орган не только способствует сторонам в получении и представлении доказательств, но и сам обязан собирать доказательства нарушения антимонопольного законодательства.
В-третьих, антимонопольный орган не связан заявлениями, доводами и требованиями лиц, участвующих в деле. Производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства не прекращается при отказе заявителей от своих требований.
В-четвертых, рассмотрению дел антимонопольным органом часто предшествуют длительное расследование и сбор доказательств. Такие действия, в частности определение доминирующего положения, не только не свойственны суду, но и не могут входить в его компетенцию.
В-пятых, в делах о картельных соглашениях (сговоре, согласованных действиях) вообще нельзя выявить противостоящие стороны, если дело возбуждено по инициативе антимонопольного органа.
В-шестых, антимонопольный орган вправе привлекать для участия в процессе любых лиц независимо от заявлений и согласия тех, кто участвует в деле.
В-седьмых, предписание, выдаваемое антимонопольным органом на основании решения по рассмотренному делу, может предусматривать меры воздействия, не применяемые судом .
Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются специальной комиссией. При этом для рассмотрения каждого дела антимонопольный орган создает свою комиссию, которая выступает от имени указанного органа.
По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает решение, в котором должны содержаться:
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
- выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).
Указанное решение является основанием для выдачи комиссией соответствующего предписания, которое оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Не исполненное в срок предписание влечет за собой административную ответственность.
Лицо, чьи действия признаны недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий. В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Неюрисдикционная форма защиты, не предполагающая обращение управомоченного лица в компетентные органы, имеет место при самозащите гражданских прав и при применении мер оперативного воздействия на правонарушителя.
Под самозащитой гражданских прав в теории понимают совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав или интересов, интересов и прав других лиц и государства .
Действия фактического порядка, направленные на охрану гражданских прав и охраняемых законом интересов управомоченного лица, сводятся гражданским законодательством в основном к действиям лица в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК РФ) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). Однако указанные действия соединены с физическим воздействием на имущество или его владельца, что препятствует их применению в отношении актов недобросовестной конкуренции, имеющих преимущественно информационную природу. Поэтому самозащита от недобросовестных конкурентных действий может осуществляться посредством использования весьма ограниченного круга юридических инструментов, которые не являются универсальными и пригодными для всего возможного спектра актов недобросовестного конкурентного поведения. Например, самозащитой следует признать принятие хозяйствующим субъектом фактических мер по усилению степени охраны информации, составляющей коммерческую или служебную тайну.
Под мерами оперативного воздействия понимаются юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой прав к компетентным государственным органам.
К мерам оперативного воздействия относится, например, публикация в средствах массовой информации опровержения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство гражданина или организации. Согласно ст. 43 Закона РФ "О средствах массовой информации" гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения на соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Текст опровержения может быть сформулирован как лицом, в отношении которого имело место распространение не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство сведений, так и редакцией средства массовой информации, распространившего указанные сведения, по соглашению между ними.
В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.