Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребёнок может замещать напряжённые для него ситуации, производящие сильное впечатление. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения – это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Подобного предположения придерживается так же Э. Крис и К. Кюби
Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искажённого отражения реальности. Он утверждает, что воображение не позитивно влияет на ребёнка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребёнка, лишь искажает картину действительности. В исследованиях Ж. Пиаже воображение связывалось с развитием символической функции у ребёнка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.
Функция воображения – построение и создание образов была признана важнейшей человеческой способностью. Дж. Гилфордом и его последователями разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого воображения, которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:
-интеллектуальная творческая инициатива – направленная на выход за рамки данных задачи требований повседневной жизни;
-широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения;
-беглость – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;
-оригинальность – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.
В силу своей специфики воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения.
Л. С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.
«Воображение – пишет С. Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»
«Основной признак процесса воображения –пишет Е. И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
Традиционно (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, А. Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грёзы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание новых образов без опоры на образец. По мнению А. В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закреплённых в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.
По мнению О. М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, подчёркивая, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребёнка, включённого в различные виды деятельности.
Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метаморфические, символические формы, выражать их косвенным путём. Таким образом, заключает О. М. Дьяченко, специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого.
II.1. Воображение и творчество.
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребёнка в ней. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющее существенное значение для развития творческого воображения (рисование, драматизация, сочинения). Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал. Выготский выделил четыре формы связи воображения с действительностью:
- Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из действительности содержащихся в прежнем опыте человека. «Творческая деятельность – пишет учёный – находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
- Вторую форму связи воображения с действительностью Л. С. Выготский видит в адекватности готового продукта деятельности какому – то явлению действительности. В этом смысле человек может вообразить то, что он не видел, представить по чужому рассказу, описанию то, чего в его личном опыте не было.
- Третья форма связи – эмоциональная связь. Характеризуя её, Л. С. Выготский отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, образы, мысли, которые созвучны настроению, владеющему человеком в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства . образы фантазии вызывают не воображаемые, а реальные чувства.
- Последняя форма связи воображения с действительностью позволяет сделать вывод о том, что процесс детского творчества надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребёнка оказывают влияние не только его произведение, но и произведения, созданные другими детьми.
Процесс развития творческого воображения изучался такими учёными как А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер, Е. Е.Кравцова, В. Т. Кудрявцева и др. В их исследованиях подчёркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределённостью познаваемой ситуации. Разрешение таких ситуаций предполагает неограниченное использование разнообразных возможных способов.
Видные психологи О. М Дьяченко, Л. А. Венгер выделили основные направления развития творческого воображения:
-реализм воображения;
-умение видеть целое раньше частей;
-надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.
Так английскому учёному Г. Уоллесу удалось выделить четыре стадии процесса творчества, каждый из которых может быть детализирован и требует специфических методов и приёмов руководства со стороны педагога.
1.подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивно схватывание искомого результата);