Файл: Адвокатура в советское и постсоветское время. Положение адвокатуры в настоящее время.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
История адвокатура советского периода 1917–1991 годов
На рубеже XIX–XX вв. предпринимались попытки по усовершенствованию законодательства организации и деятельности адвокатуры.
Февральская революция породила надежду на демократизацию российского общества и адвокатуры. В Декларации Временного правительства от 03.03.1917 провозглашалась полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам, свобода слова, собраний, отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Временное правительство разрешило женщинам заниматься адвокатской практикой, отменило запрет на участие присяжных поверенных в военных судах. Подкомитет по законопроектам готовил новый закон об адвокатуре в России.
Однако Октябрьский переворот 1917 г. внес кардинальные изменения в деятельность адвокатуры, уничтожив адвокатуру и ее лучшие традиции.
Декретом Совнаркома от 24.11.1917 № 1 "О суде"[1] Советская власть упразднила всю судебную систему, в том числе и институты частной и присяжной адвокатуры без какой-либо замены. Декретом были созданы советские суды, которые решали дела, руководствуясь революционной совестью и пролетарским сознанием.
По данному Декрету в роли защитников и обвинителей по уголовным делам или поверенными по гражданским делам могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Тем самым к адвокатской деятельности были допущены лица, не имеющие юридического образования. Это отодвинуло адвокатуру по уровню организационного статуса к дореформенным временам.
В условиях охватившей Россию Гражданской войны первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний"[2]. В соответствии с этой Инструкцией Наркомюст РСФСР образовал при революционных трибуналах коллегии правозаступников. В обязанности членов коллегий входили и обвинение, и защита. В такие коллегии могли вступать любые лица, желающие "помочь революционному правосудию" и представившие рекомендации от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поэтому те, кто участвовал в качестве защитников, по сути никакой юридической помощи не оказывали.
Декретом Совнаркома от 07.03.1918 № 2 "О суде"[3] при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждались коллегии правозаступников, то есть лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. При этом только эти лица имели право выступать в суде за плату.
В судах был низкий уровень правовой культуры, а зависимость защитников от местных властей усилилась после принятия Декрета ВЦИК от 30.11.1918, утвердившего Положение о народном суде РСФСР[4]. Этим Положением коллегии правозаступников стали называться "коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе". Члены новых коллегий избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, становились государственными служащими и получали оклад в размере, установленном для народных судей.
При этом для исключения личных контактов между адвокатом и клиентом закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью непосредственно к адвокату. Необходимые прошения, как по уголовным, так и по гражданским делам, должны были направляться руководству коллегии или в суд, которые и назначали адвокатов. Более того, адвокат допускался к делу, если руководство коллегии признавало иск правомерным, а защиту по иску необходимой. Обязательным участие защитника в уголовном процессе было тогда, когда дело по его обвинению рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, то есть по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, а также во всех случаях, когда по делу выступал обвинитель. Следствием создания такой адвокатуры стало стремительное сокращение численности адвокатов.
Контроль деятельности коллегий защитников возлагался на губернские отделы юстиции, которые должны были периодически проводить совместные совещания членов коллегий, следственных комиссий и народных судей для координации и выработки единого направления их деятельности. Это фактически означало полную зависимость адвокатуры от государственных органов в лице губернских отделов юстиции.
Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком виде она не устраивала новую власть, так как по сути своей не подходила для тоталитарного государства.
21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение[5] к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены. В качестве защитников привлекались все граждане, которые по своей профессии, образованию, партийному или служебному опыту были подготовлены к исполнению обязанностей защитников в суде, в порядке выполнения общественной повинности, в том числе консультанты отделов юстиции.
Период 1917–1920 гг. ознаменовался тотальным уничтожением русской адвокатуры, всего того прогрессивного и полезного, что было заложено в судебных реформах 1860-х гг.
Переход к новой экономической политике увеличил спрос на квалифицированные юридические услуги, которые не могли в полной мере оказать работники отделов юстиции и юристы в порядке трудовой повинности.
- 26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и функции коллегий защитников по уголовным и гражданским делам.
- 5 июля 1922 г. Наркомюст утвердил Положение о коллегии защитников[6]. В соответствии с ним коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах, что ставило коллегии в зависимость от государственных органов. В то же время она являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало требования для лиц, желающих вступить в коллегии адвокатов, достаточно было иметь двухлетний стаж работы в органах советской юстиции.
Руководство коллегией осуществлялось президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.
Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумом.
Правящая партия коммунистов вводила в состав коллегий своих членов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри и обеспечивая руководящее положение членов партии в коллегии защитников. Государство в годы Советской власти основные усилия направляло на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой.
Положение об адвокатуре СССР[7], утвержденное Совнаркомом 16.08.1939, явилось моделью для всех последующих законов о корпорации. Положение предусматривало организацию адвокатуры в виде краевых, областных и республиканских коллегий. Таким организационное построение адвокатуры оставалось вплоть до принятия Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Наркомюстом СССР. Непосредственное руководство коллегией осуществлял выборный президиум коллегии.
В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование; или окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции нt менее одного года; или не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов.
Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, или лишенные избирательных прав, или находящиеся под следствием и судом. Однако каких-либо вступительных испытаний для кандидатов Положением предусмотрено не было.
Заниматься адвокатской деятельностью могли лишь члены коллегии и только через юридическую консультацию, а не путем оказания индивидуальных юридических услуг. Через юридическую консультацию должна была производиться и оплата труда адвоката.
Кроме того, заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к занятию адвокатской деятельностью с разрешения Наркомюста союзной республики в порядке, определяемом инструкцией Наркомюста СССР.
Деятельностью коллегии руководил президиум, который избирался на двухлетний срок. Не менее двух раз в год собиралось общее собрание коллегии адвокатов. Президиум коллегии назначал руководителей юридических консультаций, в полномочия которых входило распределение дел между адвокатами в коллегии, установление размера платы за юридическую помощь, контроль качества работы адвокатов коллегии.
В результате таких преобразований адвокаты стали зависеть от заведующего юридической консультацией, к тому же единолично управлявшего ею.
Помимо этого адвокаты частично утратили контроль над установлением размеров своих гонораров – Наркомюст отныне имел право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи.
Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался (например, приказ Наркомюста СССР от 22.04.1941 № 63 "О контроле за приемом в адвокатуру СССР"). Особому контролю подвергалась политическая подготовленность адвокатов. Дисциплинарная ответственность адвокатов также полностью находилась под контролем Наркомюста СССР.
Положение об адвокатуре СССР 1939 г. действовало до 1962 г., т.е. более 20 лет. Изменение политической ситуации в стране, окончание периода репрессий и наступление "хрущевской оттепели" привело к реформированию законодательства, что также сказалось и на изменение отношения государства к адвокатуре.
Закон РСФСР от 25.07.1962 утвердил Положение об адвокатуре РСФСР[8], согласно которому коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой были лишь юридические консультации. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения, действовали республиканские, краевые, областные и городские коллегии адвокатов.
Общее руководство адвокатурой в РСФСР осуществлялось Минюст РСФСР. Несмотря на то что коллегии адвокатов имели систему самоуправления, включающую несколько органов: общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов, президиум и ревизионную комиссию, в целом государство продолжало осуществлять жесткий контроль.
Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.
В виде исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее пяти лет.
Государство продолжало осуществлять контроль за членами коллегии. Информацию о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся, которые в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов были вправе отчислить вновь принятого.
В конце 70-х гг. шла дальнейшая разработка вопросов правового регулирования института адвокатуры. Конституция СССР 1977 года впервые включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 г. принимается Закон СССР "Об адвокатуре в СССР"[9]. На основе данного Закона 20.11.1980 Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР"[10]. Эти документы четко определили новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры. С одной стороны, адвокатуре была предоставлена большая легитимность, с другой – продолжала существовать зависимость от Минюста СССР (РСФСР). Коллегии адвокатов рассматривались как "общественные организации", но могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.
Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как "адвокатура" и "адвокатская деятельность". Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий, вследствие этого были созданы многочисленные "параллельные" адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры.