Файл: Адвокатура в советское и постсоветское время. Положение адвокатуры в настоящее время.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К середине 1980-х гг. на фоне перестройки в стране произошел "кооперативный бум" – стали возникать правовые кооперативы, члены которых не являлись адвокатами, но брались за оказание юридической помощи.

Изменение государственного строя в стране в 1990-е гг., принятие Конституции 12.12.1993 повлияло и на деятельность адвокатуры в России.

В этой связи значительным достижением правотворческой деятельности является Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, который пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г., и в настоящее время регламентирует адвокатскую деятельность.

Основные новеллы, которые отражены в законе:

  • – нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;
  • – гарантии независимости адвоката и адвокатской деятельности;
  • – расширение прав адвоката при оказании юридической помощи (право собирать необходимые для представительства или защиты сведения);
  • – регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;
  • – определение органов адвокатского самоуправления и их основные функции.

Таким образом, адвокатура на протяжении всего периода своего существования, от зарождения и до формирования как неотъемлемого института демократического государства, прошла сложный путь становления и развития.

История адвокатуры в постсоветское время

В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР, исчезло советское государство, но не перестало действовать советское право. Правового вакуума не образовалось ни в судебной, ни в адвокатской деятельности – в России продолжали действовать УПК РСФСР 1960 г., Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. и иное законодательство. Однако было очевидно, что эти правовые нормы уже не соответствуют новому типу и сложности общественных отношений, сложившихся в стране.

И, конечно, важной вехой в этот исторический момент стало принятие современной Конституции России 1993 г., которая, помимо прочего, на уровне Основного закона закрепила принцип презумпции невиновности (ст. 49), а также государственные гарантии предоставления квалифицированной юридической помощи гражданам (ст. 48) в определенных правовых ситуациях (задержание, предъявление обвинения и т.д.).

Необходимо отметить также большой вклад Конституционного Суда РФ в стабилизацию правовой системы: правотворческая работа КС РФ в этот период позволила еще достаточно длительное время поддерживать «хромающее» советское законодательство в относительно рабочем состоянии, не позволяя тем самым обрушиться правовым механизмам государства.


В 1993 г. произошло еще одно важнейшее событие, которое существенным образом повлияло на развитие обновленной отечественной адвокатуры, – в Россию вернулся институт присяжных заседателей. Правосудие вновь начали вершить народные судьи (коллегией из 12 человек), прямо как в дореволюционное время – в «золотой век» российской адвокатуры…

А в 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека, установившую компетенцию Европейского Суда по правам человека для РФ. Правда, некоторые протоколы к Конвенции так до сих пор Россией не признаны.

Параллельно все 90-е гг. во внутреннее материальное и процессуальное законодательство России постоянно вносились разного рода поправки, пока, наконец, в 2001 г. не был принят УПК РФ, а в 2002 г. – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Этот закон, конечно же, стал основным и главным изменением законодательства об адвокатуре в современной России, и пришел он на смену Положению об адвокатуре РСФСР аж 1980 г. И это действительно был прорыв! Закон не только предусмотрел четко определенный терминологический аппарат («адвокатура», «адвокат», «адвокатская деятельность»), но и подробно регламентировал правовой статус адвоката, установил гарантии независимости и самоуправляемости профессии. Затем появился Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. 

Закон обеспечил и реформирование организационной структуры российской адвокатуры. На смену коллегиям республик, краев и областей пришли адвокатские палаты субъектов РФ (высшим органом региональной адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом – Совет адвокатской палаты, также действуют ревизионная и квалификационная комиссии и, конечно, президент палаты).

А на федеральном уровне адвокатура с 2003 г. представлена Федеральной палатой адвокатов РФ, устав который был утвержден тем же I Всероссийским съездом адвокатов 2003 г. Всероссийский съезд – высший федеральный орган адвокатуры, коллегиальный исполнительный орган – Совет ФПА РФ.

С принятием Закона об адвокатуре для непосредственного осуществления адвокатской деятельности адвокаты получили возможность выбирать одну из четырех организационно-правовых форм. Если раньше существовали только юридические консультации, то теперь выбор стоит между коллегией адвокатов, адвокатским бюро, адвокатским кабинетом и старой доброй юридической консультацией (правда, сохранились они лишь в отдаленных уголках России).


Словом, с 2002 г. началась абсолютно новая страница истории российской адвокатуры, ее современный этап, который продолжается по сей день. Конечно, законодательные изменения идут и сейчас. Закон об адвокатуре корректируется, дополняется и уточняется, модернизируется Кодекс этики, меняются процессуальные кодексы. Шагом назад было сужение в недавнем прошлом подсудности ряда категорий дел суду присяжных, однако с лета 2018 г. маятник пошел в обратном направлении – коллегии народных заседателей появились даже в районных судах, правда, в несколько усеченном составе. А еще немного раньше законодательно был усилен статус адвокатского запроса и даже вернулось межведомственное обсуждение возможности адвокатской монополии на судебное представительство. Так что очень может быть, что российская адвокатура стоит на пороге новой глобальной реформы

Положение адвокатуры в настоящее время

На данном этапе развитию гражданского общества в России противостоит государство в лице государственного аппарата. Необходимо отметить, что отношения общества и государства включают в себя отношения адвокатуры и государства. С. А. Деханов, отмечает, что здоровая адвокатура, основывающая свою деятельность на законе, не может быть оппозиционной институту государства, государственной власти [4].. Соглашаясь с С.А. Дехановым, отметим, что оппозиция адвокатуры к государству невозможна, так как и государство и адвокатура осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ высшей конституционной ценностью объявлены права и свободы человека. Защита прав и свобод человека - обязанность Российского государства.

Таким образом, деятельность адвокатуры и государства направлена на единственно значимую цель - защиту прав и свобод человека. Отношения адвокатуры и государственной власти в обществе должны носить равноправный характер.

Думается, место адвокатуры в обществе определяется через взаимодействие адвокатуры и государства. Государство в целях содействия адвокатской деятельности через органы государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» должно обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно. На сегодняшний день отношения адвокатуры и государства представляются не равноправными. Адвока-


ты по назначению государственных органов осуществляют защиту более чем по 60 % всех расследуемых и рассматриваемых судами уголовных дел, выполняют до 75 тысяч поручений по ведению гражданских дел в судах, бесплатно составляют около миллиона документов [5]. Выполнение перечисленной помощи не сопровождается со стороны государства необходимыми гарантиями возмещения трудовых затрат адвокатов, и адвокаты с этим мирятся. Полагаю, Правительство Российской Федерации в состоянии финансировать оказание бесплатной юридической помощи населению (гражданам), для этого необходимо создать нормальную систему оплаты труда из госбюджета для адвокатов «по назначению». В настоящее время оплата труда адвоката «по назначению» очень низкая, заработанные средства адвокат не может получить длительное время, так как местные финансовые органы не имеют денежных средств для оплаты в срок.

Взгляд А.Д. Бойкова на решение этой проблемы представляется обоснованным и заключается в том, что отношения адвокатуры и государственной власти должны носить равноправный характер. Это значит, что государство не должно по своему усмотрению назначать адвокатам повинности с символической оплатой труда (или без оплаты вовсе) при обеспечении защиты в уголовном процессе и представительства по усмотрению суда в иных видах судопроизводства. Эти отношения государства и адвокатского сообщества должны носить договорной характер [5]. Думается, договорная организация отношений между государством (в лице правительства субъекта федерации, например Правительства Удмуртской Республики) и адвокатским сообществом (в лице адвокатской палаты субъектов федерации, напри-мер,Адвокатской палаты Удмуртской республики) по представлению адвокатами помощи социально незащищенным гражданам повысили бы качество оказываемой помощи, установили бы государственные гарантии по оплате труда адвокатов «по назначению», более полно реализовали бы право граждан закрепленное в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Но государством был найден иной выход. 22 августа 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Эксперимент проводится с 2006 г. в десяти регионах России. Малоимущие получают бесплатную юридическую помощь, а адвокаты освобождаются от лежащей на них общественной обязанности. По итогам работы государственного юридического бюро за 2006 г. половине граждан, обратившихся за помощью, было отказано в юридической помощи. В истории адвокатуры таких явлений не наблюдалось.


Думается, развитие этой идеи в будущем может иметь целью создание государственной или муниципальной адвокатуры, которая не будет и не

сможет противостоять произволу правоохранительных органов и властных структур бюрократического аппарата. В.И. Сергеев до принятия Постановления № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» положительно высказывался об оказании бесплатной юридической помощи государственными учреждениями [6].

А.Д. Бойков к данному нововведению относится отрицательно, отмечая, что оно повлечет за собой возможность для государства создать в будущем муниципальную адвокатуру, аналог адвокатуры советского периода.

Мы поддерживаем позицию А.Д. Бойкова, так как учреждая государственное юридическое бюро, государство в будущем планирует создать из юридического бюро муниципальную адвокатуру, более управляемую и послушную. При таком исходе событий ни о каком сильном правовом государстве и развитом гражданском обществе в Российской Федерации речи идти не может. Независимая адвокатура в российском обществе - это гарантия становления гражданского общества и действительно правового государства в России.

Как мы полагаем, что место адвокатуры в обществе определяется также тем, что адвокат может выступать и защитником должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, представлять их интересы в судопроизводстве.

А.В. Хоменя отмечает, что отсутствие в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указания о том, что адвокат может быть защитником (представителем) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, представлять их интересы в судопроизводстве влечет трудности в судопроизводстве. Соглашаясь с точкой зрения А.В. Хоменя о необходимости закрепления в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямого указания о том, что «органы власти наравне с гражданами и организациями имеют право обращения к адвокатам за любым видом юридической помощи» [7. С. 14], отмечу, что данное нововведение повлечет благоприятные последствия как для адвокатуры, так и для общества в целом. Следует учесть то обстоятельство, что должностными лицами органов власти чаще всего допускаются нарушения прав граждан, что должно быть сведено к минимуму в правовом государстве. Представляется, что основной причиной нарушения прав граждан со стороны государственных органов является незнание или нежелание органов государственной власти соблюдать предписания закона. Адвокатура и в данной сфере общественных отношений будет способствовать укреплению законности и соблюдению предписаний правовых норм.