Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
Фотографическое цветовоспроизведение
1.Тоновоспроизведение и цветовоспроизведение.
Термины «тоновоспроизведение» и «цветовоспроизведение» нередко употребляются как синонимы, однако это допустимо только при черно-белых съемках, где цветопередача объекта сводится только к тонопередаче цветов, то есть к воспроизведению лишь яркостных различий цветов,—различий их по тону. При цветных же съемках в задачу цветовоспроизведения входит воспроизведение цветов по всем трем их параметрам,— яркости, цветовому тону и насыщенности. (яркость цвета имеется в виду лишь относительная, как и в черно-белом процессе). Таким образом, в цветном кино задача цветовоспроизведения имеет две части: воспроизведение тонов и воспроизведение цветностей. Обе эти части находятся в неразрывной связи, так как возможность правильного воспроизведения цветности в сильной степени зависит от правильной тонопередачи объекта.
2. Точность фотографической цветопередачи.
Существуют три критерия точности фотографического воспроизведения цвета: физический, физиологический и психологический.
Физической точностью воспроизведения цвета называется такая, при которой цвет объекта и его фотографическая копия одинаковы по спектральному составу. Такая точность воспроизведения при существующих способах кино практически недостижима, и кроме того, она не имеет смысла так как наш глаз вполне довольствуется лишь визуальным тождеством цветов. А визуально одинаковые цвета, могут быть образованы различными спектральными составами света.
Физиологической точностью называется такая, при которой цвет копии и цвет оригинала при их непосредственном сравнении выглядят одинаково, тоесть совпадают по цветности it относительной яркости.
Так как в данном случае преследуется лишь равенство цветовых ощущении (а не равенство спектров), критерий этот и получил название физиологического. Практически и эта точность недостижима при современных способах кино в их обычном производственном применении. Приблизиться к ней можно лишь при весьма тщательном проведении цветного процесса.
Психологической точностью называется такая, при которой воспроизведенные цвета по общему впечатлению признаются вполне достоверными и оправданными изображаемой обстановкой действия, хотя объективно они могут быть искажены. Имеется в виду разновременное их наблюдение, без непосредственного сравнения копии и оригинала.
Теория цветопередачи руководствуется физиологической точностью цветовоспроизведения, практика же киносъемок — только психологической. Иначе говоря, в теории цветопередачи тождество цветов рассматривается как равенство цветовых ощущений, а в практике киносъемок — как равенство цветовых восприятии.
Законы цветовых ощущений в большей степени поддаются количественному анализу, чем законы восприятий. Это позволяет применять в теории цветопередачи объективные оценки качества цветовоспроизведения и устанавливать довольно точную связь между качеством цветопередачи и техникой цветной съемки. Этот момент очень важен в научном отношении, так как устанавливаемые закономерности цветовоспроизведения должны быть свободны от субъективных противоречивых суждений.
3. Цвета в кадре первоначальные и повторные
Следует различать два рода требований к точности цветопередачи в цветном фильме. Назовем их условно так: точность первоначального воспроизведения цвета и точность его повторного воспроизведения из кадра в кадр при монтажной съемке.
Первоначально выбранным цветом зритель вправе считать тот цвет объекта, который он увидел в первом кадре. С этим цветом ему как бы предлагается сравнивать повторные цвета того же объекта во всех дальнейших монтажно снятых кадрах. Первоначальный цвет обязывает выдерживать его до конца изображаемого действия, если обстановка действия не изменяется и не появляется какое-либо логическое оправдание перемены цвета.
Первоначальный выбор цвета в кадре относится к творческому решению изобразительной задачи, точность же повторения цвета является технической задачей, зависящей исключительно от экспонометрической техники кинооператора и от точности соблюдения технологических режимов при съемке и обработке фильма.
4. Два рода задач цветовоспроизведения.
Кинооператор может поставить перед собой техническую задачу как нормального цветовоспроизведения объекта (назовем ее условно «репродукционной»), так и искаженного в определенном направлении. Если под искажением цвета понимать всякую неправильную цветопередачу, то, очевидно, об искажении можно говорить и тогда, когда цвет, по объективной оценке, передан безупречно, но такое его воспроизведение противоречит замыслу кинооператора. Оператор мог иметь в виду не натуралистическое воспроизведение, а художественную интерпретацию цветов объекта. Такая задача может решаться не только операторскими средствами, но и совместными усилиями оператора и лаборатории обработки пленки.
Теория цветовоспроизведения рассматривает задачу только нормального цветовоспроизведения, то есть технически правильное репродуцирование цвета. Частный случай такой задачи—передать объект в позитиве с точным воспроизведением цвета его окраски, то есть выглядящим так, как он выглядит при белом освещении. Но оператор методом киноосвещения может придать объекту иной вид в цвете, в соответствии с изобразительным замыслом, после чего встанет также репродукционная задача съемки — воспроизвести нормально то, что создано перед объективом камеры.
Знания закономерностей цветовоспроизведения одинаково важны операторам всякого фильма.
5. Фотографическая яркость.
Если создать приемник света равночувствительный ко всем лучам спектра, то его реакции на цвет были бы пропорциональны только суммарной величине энергии, независимо от того, как эта энергия распределена по спектру. Так, например, цвета, показанные зональными диаграммами на рисунке ниже, образованные равными количествами энергии, то есть имеющие одинаковую энергетическую яркость, представились бы такому приемнику равнояркими.
Цвета одинаковой энергетической яркости
Но если эти же цвета воздействовали бы на приемники с иной спектральной чувствительностью, например, глаз, фотоэлемент или фотослой пленки, показанные примерно на рисунке ниже, то реакции этих приемников на один и тот же цвет окажутся далеко не одинаковыми. Так, например, цвет б относительно позитивной пленки будет темным, а относительно глаза самым светлым.
Спектральная чувствительность различных приемников свет
Яркость цвета принято называть по роду приемника, реагирующего на нее. В случае глаза говорят о визуальной яркости цвета, в случае фотоэлектрического экспонометра — о фотометрической, а в случае фотослоя пленки — о фотографической яркости.
Несмотря, на то, что реакции на цвет названных приемников разнородны по своей природе, — водном случае это ощущение, в другом — фототок, отклоняющий стрелку гальванометра, в третьем — почернение фотослоя, — мы все же находим способы их соизмерения. Этим занимается экспонометрия, позволяющая управлять фотографической регистрацией яркостей объекта по визуальным и фотометрическим их оценкам. Если фотоэлементу придать спектральную чувствительность фотослоя, он будет измерять фотографическую яркость цвета.
В аналитической форме фотографическая яркость цвета представляется выражением:
B=beλ* sλ (7)
Где: beλ—энергетическая яркость цвета
Sλ — спектральная чувствительность пленки. Зная зависимость энергетической яркости цветной поверхности от ее освещенности и отражательной способности, выражаемую формулой
Beλ= eλ *(8)
Где: eλ—спектральная характеристика падающего на объект света (спектральный состав освещения)
Ρλ—спектральная характеристика отражательной способности тела (кривая отражения)
Можно, заменяя beλ произведением eλ*ρλ придать формуле фотографической яркости более развернутый вид:
B= eλ*ρλ*sλ (9)
Тогда формула фотографической яркости цвета примет более полный вид:
B =eλ*ρλ*sλ* tλ
При употреблении съемочного светофильтра следует учитывать эффективную спектральную чувствительность пленки, равную произведению ее номинальной спектральной чувствительности (паспортной) на спектральное пропускание светофильтра
Sэфλ=sλ* tλ
Таким образом, мы отмечаем четыре основных фактора, определяющие фотографическую яркость цвета: спектральный состав освещения объекта (зависящий от цветовой температуры источника света), спектральную отражательную способность объекта, спектральное пропускание оптики и спектральную чувствительность пленки. Формула фотографической яркости приводится нами только для объяснения физического смысла понятия «фотографическая яркость цвета». Математические символы, входящие в формулу, отображают те факторы съемочного процесса, с которыми кинооператор сталкивается в экспонометрии в своей повседневной практике. Фотографическая яркость цвета может быть представлена и графически в ее зональном разложении по спектру. Чтобы получить картину составляющих ее зональных величин достаточно перемножить зональные графики четырех основных факторов съемочного процесса, — объекта съемки, освещения, оптики и пленки. Общая площадь получившегося графика будет пропорциональна величине фотографической яркости цвета объекта. Таким путем может быть легко подсчитан контраст тонов объекта в фотографическом его изображении при известных характеристиках условий съемки. Такой подсчет будет достаточно точен в первом приближении. В принципе этот метод позволяет предвидеть плотности негатива при известных условиях съемки, а по известным плотностям почернений фотослоя судить о свойствах объекта съёмки. В частности, астрофизика широко пользуется подобным методом.