Файл: Исправление изображений (Кинофотопроцессы и материалы).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
вручную (ручная ретушь фотоформ) – самый трудоемкий и неточный;
фотографически – маскирование (только в СФОИ);
электронными способами (аналоговыми или цифровыми).
Как правило, методы коррекции цвета в СФОИ основаны на различных методах внешнего маскирования, которые тем или иным образом влияют на градационную характеристику фотоформы. Рассмотрим их подробнее.
В принципе, все методы внешнего маскирования, применяемого в полиграфии, можно разделить на: прямые и косвенные.
В случае прямого способа маска совмещается с оригиналом.
В случае косвенного – маскирующее изображение корректирует цветоделенный негатив.
Маска – это сложное позитивно-негативное изображение, полученное копированием маскирующего негатива, с основным или маскируемым диапозитивом. Маски могут быть черно-белыми и цветными. Цветные маски используются, как правило в прямых процессах.
1. Одноступенчатое маскирование
В способе одноступенчатого перекрестного маскирования для коррекции цветоделенных негативов используются малоконтрастные диапозитивные изображения, сделанные с других цветоделенных негативов.
Целью цветоделительной коррекции является снижение градиентов невыделяемых однокрасочных шкал на цветоделенных изображениях.
Из всех трех цветоделенных негативов наилучшим по цветоделению является негатив, полученный фотографированием за красным светофильтром, поскольку на нем выделяется только голубая шкала. Она имеет максимальный градиент, почти такой же как, серая, а остальные краски не выделяются, т.е. однокрасочные шкалы, выполненые этими красками, воспроизводятся в виде равномерного почернения. Поэтому с краснофильтрового негатива может быть изготовлена фотоформа для голубой краски без проведения цветоделительной коррекции.
На негативе, полученном за зеленым фильтром (для выделяемой пурпурной краски), кроме пурпурной краски регистрируется изменение количество голубой краски. На негативе, полученном за синим светофильтром нужно устранить избыточное искажение по обеим невыделяемым краскам – пурпурной и желтой, пурпурная шкала воспроизводится более контрастно чем голубая, поэтому снижение ее градиента требуется в первую очередь.
В системах СФОИ обычно используется фотографическая реализация этого метода. Фотографическая цветоделительная коррекция методом одноступенчатого маскирования проводится посредством изготовления малоконтрастных масок-диапозитивов, которые затем совмещаются с цветоделенными негативами.
Маску для исправления зеленофильтрового негатива по голубой краске изготавливают с негатива для голубой краски в виде малоконрастного красногофильтрового позитива. Маску совмещают с зеленовильтровым негативом. В результате последующего контактного копирования с совмещенных маски и негатива получаеют исправленный по цветоделению позитив для пурпурной краски, на котором контрастной является только выделяемая краска, а невыделяемые шкалы имеют равномерное почернение.
Для коррекции синефильтрового негатива (снижение градиента пурпурной шкалы) маска изготавливается с зеленофильтрового негатива (негатива для пурпурной краски). Такая маска – малоконтрастный зеленофильтровый позитив – позволяет исправить синефильтровый негатив по обеим невыделяемым краскам, т.к. исходный негатив для пурпурной краски содержит контрастные изображения не только выделяемой пурпурной, но и голубой краски.
2. Двуступенчатое маскирование
Этот метод коррекции реализуется в две стадии:
На первой стадии изготавливается маска, называемая компенсативом:
Рассмотрим пример для желтой краски: Негатив для пурпурной краски+позитив для желтой краски=>компенсатив для желтой краски.
На второй стадии получаем исправленный негатив: для этого компенсатив для желтой краски+негатив для желтой краски=> исправленный негатив.
Основное достоинство метода – нет нарушения баланса по серому. Однако есть и недостатки, такие как длительность (т.к. две стадии) и большой расход материалов.
3. Метод единой серой маски
Маску формируют по принципу одноступенчатого маскирования. Маска изготавливается съемкой через желтый светофильтр (или правильно подобранный зеленый + красный сфетофильтр), а затем накладывается на цветной оригинал. Эта система фотографируется через зеленый светофильтр растрового негатива для пурпурной краски. От некорректированного он отличается тем, что имеет повышенные плотности на участках, где на цветном оригинале находятся голубые и зеленые цвета. Происходит устранение искажающей разности плотностей по голубым и зеленым цветам. Аналогичным образом при съемке растрового негатива для желтой краски через синий светофильтр серая маска исправляет искажающую разность плотностей по голубым и фиолетовым цветам. Аналог данного метода, на сегодняшний день, нашел самое широкое применение в СПОИ, и применяется главным образом для сжатия информации, в том случае, когда следует привести DDор к DDбум+кр.
4. Метод единой цветной маски
Данный метод преследует те же цели, что и предыдущий, однако при использование данного метода требуется применение специальной цветной многослойной маскирующей пленки (например, «ЦМП» или «Тримаск»-Кодак). В этом методе одновременно с цветоделением и градационным преобразованием проводится яркостная коррекция. Одновременно добиваются и подчеркивания контурных деталей.
5. Изготовление негатива для черной краски.
Все эти методы позволяют корректировать лишь искажения, вносимые неточностью градационной характеристики каждого цветоделенного негатива и цветоделительные искажения в основном по избытку. Однако остаются еще два источника цветовых искажений – ограниченность цветового охвата полиграфического воспроизведения и цветоделительные искажения по недостатку. Решение этих проблем как в СФОИ, так и в СПОИ заключается в ведении четвертой черной краски. Существенная разница только в методах реализации и широте возможностей введения черной краски при формировании цвета изображения.
Получить цветоделенный негатив для черной краски непосредственно цветоделением нельзя. Он может быть получен одним из косвенных способов:
Последовательное фотографирование цветного оригинала через три зональных светофильтра на одну и ту же пленку. Такой негатив требует ручной ретуши.
Совмещают три цветоделенных негатива и копируют их на фотопленку. В результате получают достаточно резкий черный диапозитив в масштабе 1:1.
Возможно совмещение и копирование трех цветоделенных позитивов (маскированных, т.е. корректированных). В результате получаем негатив для черной краски.
Копирование негатива для голубой краски. Т.о. получает позитив для черной краски с повышенным градиентом в тенях
В системах СПОИ негатив для черной краски создается в соответствии с программными средствами (UCR, GCR)
Все вышеперечисленные методы можно отнести к линейным методам, но существуют и другие методы, основанные на более сложных принципах коррекции – нелинейные.
6. Методы нелинейной цветоделительной коррекции.
Группа этих методов подразумевает использовать сложный многостадийный процесс, который практически не нашел своего применения в СФОИ. Необходимость такой коррекции вызвана нарушением аддитивности плотностей при печати, что обусловлено неполной прозрачностью красок и впитывающей способностью бумаги. Такое возможно например, в случае если Dпж<Dп+Dж.
К этой группе методов можно отнести и методы, позволяющие правильно передать и «настроить» памятные цвета. Делается это в основном по координатам для конкретного цвета, например, для цвета зелени или кожи человека. Ввиду сложности реализации таких методов в СФОИ, эти методы в силу своей необходимости, наши широкое применение в СПОИ.
Методы цветовой коррекции в СПОИ
Сразу хочется повторить, что в принципе почти все методы цветовой коррекции в СПОИ основаны в той или иной степени на методах цветовой коррекции в СФОИ. Цели методов остаются теми же, однако сильно меняется их реализация, а также расширяются возможности.
Для начала хотелось бы провести классификацию всех методов по некоторым признакам.
По автоматизированности: автоматизированные и полностью ручные
По природе программного обеспечения: методы, применяемые в сканерах и методы, применяемые в системах обработки растровой графики
По природе самих алгоритмов: методы градационной коррекции цвета (аналог СФОИ) и методы селективной коррекции (используются только в СПОИ).
Базовая коррекция.
Как правило, базовая коррекция осуществляется для всего издания. Для ряда изображений необходима затем дополнительная коррекция.
1.1. Недостатки базового цветоделения и их коррекция.
Одной группой базовых преобразований является устранение базовых недостатков цветоделения, связанных с тем, что краски полиграфического синтеза обладают рядом недостатков и отличаются от идеальных красок. Голубая краска имеет избыточное поглощение в синей и зеленой зонах и недостаточное поглощение в красной зоне. Пурпурная краска имеет избыточное поглощение в синей зоне и недостаточное поглощение в зеленой зоне. Желтая краска по своей характеристике наиболее близка к идеальной.
В результате этих недостатков красок в процессе цветоделения в следствие избыточности поглощения голубой краски в синей и зеленой зонах эта краска выделяется не только за красным светофильтром, но также за синим и зеленым. Это приводит к тому, что, если не принять специальных мер коррекции голубая краска выделится на синефильтровой и зеленофильтровой фотоформе будет запечатываться соответственно желтой и пурпурной краской.
Соответственно избыточное поглощение пурпурной краски в синей зоне будет приводить к выделению этой краски на синефильтровой фотоформе и, следовательно, желтая краска будет ложиться на пурпурные места.
Эти недостатки цветоделения называются базовыми. Для устранения этих недостатков при фотографическом цветоделении используются методы маскирования.
В принципах цифровой обработки эти недостатки могут устраняться путем вычитания электрических сигналов соответствующих каналов друг из друга, то есть по сути дела могут выполняться процессы аналогичные процессам фотографического маскирования, но выполненные электронным путем. Такие методы использовались в цветокорректорах предыдущего поколения.
Однако, в современных системах цифровой обработки, использующих методы построения ICC профилей эти базовые недостатки цветоделения, устраняются процессом самого использования ICC профиля для перехода от колориметрических системы координат Lab к системе координат CMYK.
На рис.1 показан пример настройки базовой коррекциий, производимой в программе AdobePhotoshop 5.5
Программа позволяет использовать один из трех вариантов: Built-In (встроенные), ICC и Tables (таблицы).
При использовании, рекомендованного большинством экспертов варианта ICC, существует одна особенность, которую следует учитывать при использовании -обязательно стоит задать способ рендеринга (RenderingIntent)- метод, который используется для преобразования цветов изображения в печатный диапазон; он определяет каким образом будут обрабатываться цвета, не входящие в диапазон.
В модели Built-In задается тип печатного процесса, значение растискивания и способ генерации черной краски.
Модель Tables позволяет добиться соответствия между сканированным из PhotoShop и раннее напечатанным изображением, но для технологического процесса на основе ICC эта модель не имеет практической ценности
1.2. Настройка под оригинал.
Второй группой автоматических цветовых преобразований является коррекция по типу оригинала, его семантике и типу пленки, на которой он изготовлен. Данный вид коррекции характерен только для СПОИ. Коррекция по типу оригинала предусматривает автоматический учет при сканировании вида оригинала. Например, можно учесть, является ли оригинал слайдам или он выполнен на непрозрачной основе, необходимо учитывать и устранять цветовой сдвиг, характерный для данного типа пленки и др. Кроме того современные программные средства, например, функция ColorAssistant программы LinoColor, предлагают проводить учет семантики оригинала путем выбора варианта стратегии коррекции, специализированной в зависимости от сюжета оригинала. При этом проводится цветовая и градационная коррекция, которая в автоматическом режиме частично улучшает воспроизведение наиболее сюжетно важных цветов, характерных для оригинала. Такая коррекция реализуется путем усиления сигналов, обеспечивающих воспроизведение сюжетно важных цветов и соотношений, усилений или ослабления по черной краске, введением цветового сдвига.
К третьей группе можно отнести возможности, реализуемые программами обработки растровой графики. Например, это Image/Adjust/Auto Levels и Image/Adjust/Auto Contrast в Adobe Photoshop. Методика такой автоматической коррекции заключается в приведении для каждого изображения самой яркой и самой темной точки к предварительно заданным величинам [Маргулис 203]. Команда автоматического контраста имеет примерно такой же алгоритм, но действует только на светлотную составляющую. Особенности применения подобных методов диктуют особую осторожность в их применении, ведь зачастую цветовые изменения при применении такой коррекции невозможно предсказать. Эта группа также свойственна только для СПОИ.