Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
Новые методы получения цветного изображения
В некоторых типах фотоматериалов используются иные методы получения цветного изображения.
Отбеливание красителей серебром
В 1963 году фирма "Циба" начала выпуск цветного обращаемого фотоматериала, в котором используется процесс отбеливания (разрушения) красителей серебром. В каждый светочувствительный слой вводится краситель (не компонента). Его цвет - дополнительный к излучению, к которому чувствителен слой. Красители обладают следующим свойством: в присутствии катализаторов (обычно это хинонимины, феназины или нафталины) они вступают в реакцию с образующимся при проявлении металлическим серебром и обесцвечиваются. Реакцию можно записать в следующем виде:
4Ag + RN = NR' + 4H+→4Ag+ + RNH2 + R'NH2,
где RN=NR'- краситель; RNH2 и R'NH2 - бесцветные продукты.
Количество образующегося при проявлении металлического серебра и, соответственно, обесцвеченного им красителя прямо пропорционально интенсивности действия светового потока. Следовательно, количество оставшегося в слое красителя (оптическая плотность изображения) обратно пропорционально действию света - цветное позитивное (обращенное) изображение объекта съемки.
Процесс с переносом изображения
Фирмы "Поляроид" и "Кодак" выпускают комплекты фотоматериалов и аппаратуру, позволяющие получить цветное изображение в натуральных цветах через 1,5-2 мин после съемки. Используемый при этом метод получения изображения называют процесс с переносом изображения (или цветной одноступенный процесс).
Во всех рассмотренных ранее фотоматериалах цветное изображение получалось в тех же слоях, на которые воздействовал свет при экспонировании. В цветном одноступенном процессе окончательное цветное изображение образуется в специальном "приемном слое".
Одна из основных особенностей этого процесса - использование диффундирующих красителей-проявителей. Они представляют собой сочетание проявляющего вещества (чаще всего гидрохинона) через метильную или этильную группы с молекулой красителя, окрашивающего соединение в желтый, пурпурный или голубой цвет.
Молекула красителя-проявителя подвижна и легко диффундирует как внутри слоя, так и из слоя в слой. Получающаяся в процессе проявления (восстановление засвеченного галогенида серебра) окисленная форма красителя-проявителя связывается с желатиной светочувствительного слоя и теряет подвижность.
Фотокомплект состоит из двух фотоматериалов: многослойного светочувствительного материала, фотосвойства которого такие же, как у негативной цветной пленки, и несветочувствительного материала с приемным слоем, в котором имеются вещества, лишающие молекулы красителя-проявителя подвижности.
Во все светочувствительные слои вводятся красители-проявители. Их распределение в слоях по цвету такое же, как у обычных фотоматериалов: в синечувствительном слое - желтый краситель-проявитель, в зеленочувствительном - пурпурный, в красночувствительном - голубой.
После экспонирования светочувствительный материал и материал с приемным слоем приводятся в соприкосновение, а между ними вводится паста с активирующим раствором. Щелочь, входящая в состав активирующего раствора, способствует реакции засвеченного галогенида серебра с красителем-проявителем. Получающаяся в результате этой реакции окисленная форма теряет подвижность и остается в слое в количестве, прямо пропорциональном действию на этот слой света.
Оставшийся краситель-проявитель диффундирует в приемный слой и закрепляется там в количестве, обратно пропорциональном действию света. В сумме все три продиффундировавших красителя-проявителя образуют на приемном материале цветное позитивное изображение объекта съемки в натуральных цветах.
Существует множество путей практической реализации описанной схемы. Например, для повышения светочувствительности красители-проявители вводят не в сам эмульсионный слой, а в специальные, расположенные под ним; для улучшения сохраняемости изображения в приемный слой вводят кислотный стабилизатор, нейтрализующий щелочи активирующего раствора. Разрабатываются материалы, в которых диффундируют не красители-проявители, а цветообразующие компоненты-проявители. Однако главная характерная черта процесса с переносом изображения остается - изображение образуется не в том слое, на который действовал свет.
Схема обработки цветных фотоматериалов
Обработка цветных негативных и позитивных материалов состоит из следующих основных этапов: цветное проявление - образование в каждом слое цветного изображения из красителей и черно-белого из восстановленного серебра; отбеливание - перевод образовавшегося металлического серебра в комплексные соли; фиксирование и промывка - удаление из слоев непрореагировавшего в процессе проявления галогенида серебра и комплексных солей серебра, образовавшихся при отбеливании.
Между всеми операциями проводится промывка, а также по мере надобности и другие вспомогательные операции - допроявление, остановка проявления, промежуточное фиксирование, дубление и т. д. При обработке цветных фотобумаг операции отбеливания и фиксирования совмещаются в отбеливающе-фиксисующем растворе.
На отечественных фотоматериалах цветное обращенное изображение получают, как и черно-белое, за "чет использования галогенида серебра, не принимавшего участия в образовании негативного изображения: экспонирование, черно-белое проявление - образование негативного черно-белого изображения; засветка галогенида серебра, оставшегося после черно-белого проявления: цветное проявление - образование позитивного цветного и черно-белого изображений (к окончанию этой операции все серебро фотослоев переводится в металлическое); отбеливание - перевод металлического серебра в комплексные соли; фиксирование и промывка - удаление солей серебра. Естественно, что между описанными операциями проводятся промывки и по мере надобности дополнительные операции.
Образование цветного изображения на многослойных фотоматериалах
Цветная фотография развивалась как естественное продолжение черно-белой и на ее основе. Такие процессы, как образование скрытого изображения, образование окисленной формы проявителя (черно-белое проявление), градационное воспроизведение яркостей деталей объекта съемки, да и сам принцип получения окончательного позитивного изображения через негативное в цветной и черно-белой фотографии совпадают.
Список литературы
1. Ларичев, Т.А. Практическая фотография : учебное пособие / Т.А. Ларичев, Л.В. Сотникова, Ф.В. Титов. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 152 с. - ISBN 978-5-8353-1570-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
2. Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие / С.Б. Головко. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 423 с. : ил. - («Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01477-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
3. Надеждин, Н.Я. Введение в цифровую фотографию / Н.Я. Надеждин. - Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 260 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/