Файл: Специальные процессы получения фотоизображений (по дисциплине Кинофотопроцессы и материалы).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
Разрешающая сила объектива– это способность передавать в оптическом изображении очень близко расположенные мелкие детали объекта съемки. Выражается максимальным числом линий, реально различимых на 1 мм изображения.
Разрешающая способность зависит от расчетной точности изготовления объектива и состава оптического стекла, из которого изготовлены объективы. Повышается разрешающая способность при введении в состав стекла окиси лантана.
Разрешающая способность зависит от относительного отверстия. Она возрастает с его уменьшением и достигает максимального значения при относительном отверстии 1:8; 1:11, а затем уменьшается.
Определяется разрешающая способность при помощи штриховых мир.
Глубина резкости– это способность объектива давать резкое изображение предметов, расположенных на различных расстояниях от него. Зависит глубина резкости от ряда факторов:
1.Глубина резкости тем больше, чем меньше диафрагма.
2.Глубина резкости тем больше, чем меньше главное фокусное расстояние объектива и чем дальше от объектива находится плоскость наведения на резкость.
Рабочий отрезок — объектива- это расстояние от торцевой плоскости его оправы, которая соприкасается с кольцом камеры, до фокальной плоскости. Рабочий отрезок является основной величиной при подборе сменных объективов.
Классификация объективов
Объективы, в зависимости от отношения фокусного расстояния к диагонали кадра, принято подразделять на нормальные, короткофокусные и длиннофокусные.
Нормальные – объективы, фокусное расстояние которых равно или на 10-20% больше диагонали кадра. Угол поля изображения в пределах 45-55град.
Короткофокусные или широкоугольные – объективы, фокусное расстояние которых меньше, а угол поля изображения больше, чем у нормальных. Такие объективы применяют в тесных помещениях, когда нет возможности отойти на достаточное расстояние, а также для съемок, когда объективом с нормальным фокусным расстоянием невозможно изобразить в кадре всю композицию.
Длиннофокусные – объективы, у которых фокусное расстояние больше, а угол поля изображения меньше, чем у нормальных. По сравнению с нормальными, они обладают меньшей глубиной резкости и при съемках с одного и того же расстояния дают изображение в большем масштабе. Благодаря этому они удобны при портретных съемках.
Объективы, предназначенные для съемки удаленных объектов, называют телеобъективами. Они имеют очень большое фокусное расстояние и укороченный рабочий отрезок.
Основные узлы и механизмы фотоаппаратов
Основными узлами и механизмами фотоаппаратов являются: объектив, светонепроницаемая камера, кассетная часть, затвор, видоискатель, фокусировочное и транспортирующее устройство.
Светонепроницаемая камера объединяет объективную и кассетную часть фотоаппарата. Камера должна быть совершенно светонепроницаема.
Кассетная часть располагается в противоположной объективу части камеры и представляет собой кассеты, в которые помещается светочувствительный фотоматериал.
Фотографический затвор– это механизм, предназначенный для точного дозирования времени освещения светочувствительного слоя в процессе фотографической съемки. Время, в течение которого свет действует на фотоматериал, называется выдержкой.
Затворы фотоаппаратов делятся на две основные группы: центральные и шторные.
Видоискатель– это устройство, служащее для определения границ кадра, он должен ограничивать пространство, точно соответствующее кадру, который получается на фотоматериале.
Видоискатели делятся на рамочные и оптические.
Оптические видоискатели, в свою очередь – на зеркальные и телескопические.
Фокусировочные устройства
Производить наводку на резкость непосредственно по поверхности фотоматериала невозможно, поэтому применяют различные фокусировочные устройства.
Наиболее широкое применение получили три способа наводки на резкость:
- по шкале расстояний или по символам – глазомерный;
- по матовому стеклу – визуальный;
- с помощью монокулярного дальномера – дальномерный.
Типы фотоаппаратов
Все существующие типы фотоаппаратов можно условно разделить на две основные группы: фотоаппараты общего назначения и специальные. К первой группе относятся фотоаппараты для художественной, профессиональной и любительской съемки; ко второй – фотоаппараты для специальных работ (аэрофотосъемки, рентгеновской съемки и др.)
Фотоаппараты общего назначения принято классифицировать по формату кадра, конструктивным особенностям, степени оснащенности, типу затвора, способу наводки на резкость, степени автоматизации. Наиболее удобно разделять их на группы по формату применяемого фотоматериала. По этому признаку их разделяют на крупноформатные, среднеформатные и малоформатные. Имеются еще два класса фотоаппаратов: миниатюрные и полу форматные. Однако, это фотоаппараты с ограниченными возможностями и поэтому пользующиеся меньшим спросом.
Крупноформатные фотоаппараты– это складные камеры, которые в свою очередь делятся на два типа: стационарные и переносные. Крупноформатные камеры выпускались с форматом кадра от 13х18 до 30х40см
Среднеформатные фотоаппараты – рассчитаны на применение катушечной неперфорированной пленки с размером кадра 45х60. 60х60, 60х90см.
Малоформатные фотоаппараты– рассчитаны на применение 35мм перфорированной фотопленки с размером кадра 24х36мм. Это наиболее широкий класс фотоаппаратов, пользующийся большим спросом как любителей, так и профессионалов.
Полу форматные фотоаппараты– рассчитаны на размер кадра 18х24мм.
Миниатюрные фотоаппараты– Рассчитаны на использование рулонных фотопленок шириной16мм. Формат кадра 14х21, 12х17, 10х14мм.
Устройство и оборудование фотолаборатории
Наиболее рационально выполнять все виды фоторабот в специально оборудованной лаборатории, где должны соблюдаться следующие основные условия: затененность, наличие вентиляции, техника безопасности.
При организации фотолаборатории необходимо предусмотреть наличие основных зон подготовки и осуществления лабораторно-химической обработки светочувствительных материалов:
- складирование химреактивов;
- хранение фотоматериалов;
- составление растворов;
- фотопечати;
- проявления и фиксирования;
- промывки;
- сушки и глянцевания.
Выбор помещения для фотолаборатории предопределяется многими факторами и прежде всего наличием площадей, видами и общим объемом производимых работ.
При организации учебной фотолаборатории желательно, чтобы помещение состояло из двух комнат: в одной светлой, устанавливаются сушильные аппараты, хранится оборудование, подготавливаются негативы к печати, ретушь, а также ведется обучение различным видам съемки; во второй – темной, осуществляется обработка фотоматериалов. Помещение фотолаборатории должно иметь два вида освещения: обычного типа и с красным (неактиничным) светофильтром.
Занятия в фотокружке, особенно по фотопечати, зарядке пленки, педагогически целесообразно проводить фронтальным методом. В этом случае к фотолаборатории могут предъявляться определенные требования:
- наличие большого помещения (40-50кв.м), где разместятся рабочие места для 10-12 человек;
- достаточную вентиляцию;
- необходимое количество однотипного оборудования (из расчета один комплект на каждого учащегося);
- качественное не актиничное освещение;
- наличие тамбура для беспрепятственного входа и выхода;
- соблюдение правил техники безопасности и санитарной гигиены.
На фронтальном занятии руководитель имеет возможность одновременно для всей группы провести вводный инструктаж по технике безопасности. В ходе текущей работы он инструктирует каждого обучаемого, а при наличии типичных ошибок или при другой необходимости может приостановить работу и сделать необходимые пояснения всем.
Методика групповых фронтальных занятий обусловливает планировку подобной фотолаборатории. Однако, независимо от типа фотолаборатории рабочее место фотолюбителя организуется по единому принципу. Для работы наиболее удобно расположение кювет с растворами следующее (от увеличителя): проявитель – вода – фиксаж.
Температурный режим в фотолаборатории соблюдается в пределах 20 град.С. Фотолаборатория должна периодически проветриваться, подвергаться влажной уборке.
Особое внимание следует уделить сбору отработанных растворов, содержащих серебро (фиксажа) и сдаче их.
В процессе оборудования и работ в фотолаборатории необходимо соблюдать ряд правил санитарной гигиены и техники безопасности.
Оборудование фотолаборатории
Все необходимое для проведения полноценных занятий по фотографии оборудование можно условно разделить на три основные части:
- Оборудование для обработки негативного и позитивного материала.
- Оборудование для фотопечати.
- Вспомогательное лабораторное оборудование (диапозитивы, лупы и др.).
Фотографическая съемка
С точки зрения техники зрения выполнения фотосъемка состоит из экспонирования фотографического материала, находящегося в фотоаппарате. Для этого затвор аппарата открывается на определенное время и свет проникает к светочувствительному фотоматериалу.
Технике проведения съемки предшествует целый ряд подготовительных операций. После выбора объекта съемки необходимо использовать все изобразительные средства фотографии так, чтобы изображение получилось наиболее правдивым и выразительным.
Прежде нужно проверить исправность работы всех узлов и механизмов фотоаппарата и подобрать соответствующий негативный материал и светофильтры.
Затем следует продумать композиционное построение кадра и соответствующим образом осветить снимаемый объект, если съемка производится при искусственном освещении, или выбрать соответствующее время при естественном освещении.
Композицией называется расположение предметов на снимке. Правильно найденная композиция организует изображение, позволяя выделить главное в кадре или подчеркнуть пространство.
При съемке небольших объектов композиционное решение можно найти, как правило, по желанию, на природе или в городе изменить композицию можно либо выбрав новую точку съемки, либо удачно выбрав освещение. При выборе точки съемки изображение условно делят на передний, задний и средний план. Меняя положение линии горизонта, не нарушая при этом масштаба, можно создавать варианты композиции. Особое внимание следует уделить кадрировке.
В каждом снимке выделяют один или несколько композиционных центров. Наиболее часто такими центрами являются фигурки людей. Привлекают внимание также яркий цвет или необычное очертание предметов. Иногда в композиции используют сходящиеся линии различной формы, прибегают к съемке против света, а в цвете подбирают контрастный задний план.
Съемка против света – главное средство для выявления формы предметов.
При съемке необходимо найти правильный объем предметов в кадре или выявить их рельеф. Это относится, прежде всего, к портрету или к научной фотографии. Здесь поможет боковое освещение.
Для получения перспективы используют сходящиеся линии, воздушную дымку у горизонта, нерезкость заднего плана.
Для ощущения глубины в передний план снимка включают различные предметы, большей частью размытые (листву деревьев, цветы, абажур лампы на столе и др.). В цветной фотографии для этой же цели – просто пятна.
Задний план трудно сделать иным, но приведя его в нерезкость или использовав эффект смазки можно изменить композицию кадра.
Реальный мир трехмерен, а его изображение на пленке двумерно. Чтобы передать объем используют тень. Тени подсвечивают отраженным светом, большей частью от окружающих предметов или от неба.
В цветной фотографии в отдельных случаях строят изображение на ярких преобладающих цветах. Большей частью вводится один, главный цвет, но может быть и сочетание одноцветного освещения или фона, с каким-либо эффектным пятном (броская реклама, автомобиль, участок неба).
Факторы, влияющие на съемку
Величина выдержки при фотосъемке зависит от освещенности или яркости снимаемого объекта, светосилы объектива и степени его диафрагмирования, кратности светофильтра, светочувсвительности негативного материала.