Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
Две стороны тоновоспроизведения. В фотографических процессах тоновоспроизведения различают две стороны—объективную и субъективную.
К объективной стороне относится весь фототехнический механизм воспроизведения тонов объекта в негативно-позитивном процессе, или процессе с обращением. На его конечном этапе создается позитив, в котором с большей или меньшей точностью воспроизведена оптическими плотностями градация тонов объекта.
К субъективной стороне относится весь психофизиологический механизм восприятия позитивного изображения. Здесь действуют факторы, определяющие способность глаза воспринимать градацию тонов, создаваемую позитивом на экране. Главный из них—чувствительность глаза к переданным на экране яркостям при том или ином уровне адаптации.
Конечной задачей фотографического воспроизведения тонов считается не позитивное изображение на пленке, а воспринимаемое зрителем качество этого изображения. Такая постановка вопроса, соответствуя истинному положению дела, ведет к более правильному пониманию технических изобразительных средств кинооператора. В частности, из нее вытекает требование так называемого «психологически точного тоновоспроизведения», — единственно приемлемого при художественных киносъемках.
2. Идеальный негативно-позитивный процесс.
Фотографическое тоновоспроизведение преследует передачу на экране не абсолютных, а только относительных яркостей объекта. съемки. Такой же принцип воспроизведения натуры существует и в живописи, хотя живописец располагает к тому значительно меньшими возможностями, чем кинооператор.
Предельный интервал яркостей, достижимый красками на полотне, равен примерно 1 :20, тогда как с помощью кинопозитива достигаются интервалы 1 :200 и больше. При высшей оптической плотности в позитиве равной 2,0 и незначительной плотности вуали позитивной пленки теоретически должен образоваться на экране интервал около 1:100. Высшая плотность 2,3 дает уже вдвое больший интервал яркостей.
В идеале оптические плотности позитива должны передавать всю видимую глазом градацию тонов объекта. Абсолютные же уровни яркостей на экране будут зависеть от световой мощности проектора.
..' СлУЧа^ }
Условия получения идеальных позитивов по правилу Гоберга
Идеальный позитив был бы возможен в том случае, если бы негативная и позитивная пленки обладали прямолинейной характеристической кривой на всем протяжении рабочего участка, начиная с момента подъема кривой над уровнем вуали.
Графически условие получения идеального позитива показано в схемах Случай 1 относится к негативу с гаммой равной единице. В случае 2 гамма негатива равна 0,5, при которой гамма проявления позитива должна быть равна 2,0 (по правилу Гольдберга).
//-^ То^а а^ае-Лта
^о^/о ^о^иТ^оа
СЧи/^2
73»^«у о5'2«^г<у
3 График тоновоспроизведения Джонса.
Джонс в своих исследованиях тонопередачи пользовался количественным методом Хертера и Дриффильда и составил график, иллюстрирующий зависимость качества тоновоспроизведения от характеристических кривых негативной и позитивной пленок. Построение графика Джонса следующее.
В нем совмещены четыре графика, соответствующие главнейшим этапам образования фотографического изображения, — негативному, позитивному и этапу зрительного восприятия позитива. Графики соединены так, что ось ординат одного является одновременно осью абсцисс другого графика, смежного с ним по ходу рассмотрения процесса, то есть функция одного является аргументом другого.
В первом квадранте приводится использованный при съемке участок характеристической кривой негативной пленки. На оси абсцисс мы помещаем здесь шкалу яркостей объекта съемки. Шкала плотностей негатива становится далее-шкалой экспозиций для позитивной пленки.
Во втором квадранте дается использованный участок характеристической кривой позитивной пленки. При заданных этой пленке экспозициях в позитиве образуется шкала плотностей, показанная на оси ординат этого графика.
В третьем квадранте дается кривая субъективного восприятия яркостей позитива при оптимальном уровне адаптации глаза. Шкала плотностей позитива становится здесь шкалой яркостей, возбуждающих глаз зрителя. Если бы позитив рассматривался при слабом источнике света, то кривая восприятия имела бы другую форму. Ось ординат здесь соответствует воспринятым яркостям позитивного изображения, то есть реакциям глаза на объективно существующие яркости. На этом процесс воспроизведения тонов заканчивается. Изображение тональной шкалы объекта доведено до глаза зрителя и реакция глаза на него известна.
В четвертом квадранте остается лишь сравнить воспринятую градацию тонов объекта с действительной и сделать
ходим к первому графику. Его ось абсцисс является осью абсцисс и для последнего графика. Отмечая точками координат воспроизведения для каждого тона объекта, здесь строят результирующую кривую тоновоспроизведения. Случай идеального тоновоспроизведения выразился бы прямой линией, расположенной под углом 45° к оси абсцисс (показан пунктиром).
График Джонса позволяет простым графическим методе! определить, при каких формах характеристических кривы негативной и позитивной пленки возможно наилучшее воспроизведение тонов и с какими искажениями тонов связано использование имеющихся конкретных пленок и режимов их обработки.
Исследования Джонса показали, что ни при каких реальных пленках не достигается прямолинейная форма кривой тонопередачи. В лучшем случае получается кривая, показанная на рис. 25, имеющая слегка выраженную 8-образную форму.
То^с» о§ъе ^т<я
^с 25
Практическая кривая тоновоспроизведения для наилучшего позитива (по Джонсу)
Некоторые типичные случаи искажений тонопередачи с характерными для них кривыми тоновоспроизведения рассматриваются в главе 10.
Факторы, влияющие на тоновоспроизведение. К ним относятся: интервал яркостей объекта, светорассеяние в системе объектив-камера, форма характеристической кривой и гамма проявления негативной пленки, способ печати позитива, характеристическая кривая позитивной пленки, факторы проекции, съемочные светофильтры.
Кинооператору важно знать тенденцию действия каждого из них и ориентировочно степень влияния на тоновоспроизведение.
1) Интервал яркости объекта. Исследованиями Хертера? Дриффильда (1893) и Гольдберга (1922) установлено, что средний интервал яркости для среднего сюжета на натуре лежит в пределах 30—40. Более точными измерениями Джонса и Кондит (1941) установлено, что средний интервал яр кости натурного объекта равен 160. -}
При съемках в кинопавильоне интервал яркости дохода до 150 (максимум).
Если это сравнить с возможностями современных негативов оценочных и позитивных материалов, то оказывается, что они достаточно точны для большинства объектов съемки. Так, например, лучшие фотобумаги способны передавать интервал, примеру 60, а позитивные кинопленки при нормальных режимах и, пользования—около 200. Д
4 Светорассеяние в системе объектив-камера.
Как правило, ведет к сокращению действующего на фотослое интервала яркости объекта. При нем низшие яркости объект регистрируются более высокими, чем они есть на самом деле. Для деталей высокой яркости эта засветка фотослоя незначительна, поэтому плотность их в негативе остается почти без изменения. Таким образом, на практике градационная кривь, реального негатива всегда отличается по форме от характ^ ристической кривой негативной пленки.
Потери контраста изображения в негативе, возникшие от веторассеяния, не осложняют, однако, проблемы тоновоспро-'1 взведения, так как эта потеря легко компенсируется увеличением контраста при печати позитива.
3) Форма характеристической кривой негативной пленки.
Негативные пленки могут быть разделены на два типа по признаку формы начального участка характеристической кривой. У пленок с коротким нижним участком значительно шире прямолинейный участок кривой, что для пропорциональной передачи яркостей важно. При длинных нижних участках с постепенно нарастающим градиентом значительная часть интервала яркости объекта регистрируется непропорционально и только группа светлых тонов попадает на прямолинейный участок.
Практически длина линейного участка у современных негативных пленок настолько велика, что не создает обычно ограничений при съемке подавляющего большинства объектов съемки с довольно высокими интервалами яркости. Очень часто даже у передержанных негативов высшие плотности далеко не доходят до верхнего конца прямолинейного участка. По статистике высшая плотность производственного кинонегатива лежит в пределах от 1,3 до 1,5.
4) Гамма проявления негативной пленки.
От нее в большой степени зависит практический интервал плотностей негатива, независимо от интервала яркостей объекта. Снимая объекты с разными интервалами яркости, можно путем разного времени проявления получать негативы с одним и тем же интервалом плотностей.
Однако, интервал плотностей негатива не должен быть выше интервала экспозиций допускаемого позитивной пленкой. Если плотности негатива создают при печати слишком большой интервал экспозиций для позитивной пленки, то часть тонов объекта неизбежно исказится. По статистике интервал плотности кинонегатива равен в среднем 0,9 и, не превышает обычно 1,3.
По характеристической кривой позитивной пленки нетрудно видеть, каким предельным интервалом плотности должен обладать правильно проявленный негатив. Зная этот интервал и интервал яркостей оптического изображения снимаемого объекта, легко подсчитать графически, какой должна быть гамма проявления.
Преимущества низких или высоких гамм проявления должны оцениваться только в связи с интервалами яркостей тех объектов съемки, с которыми оператору приходится иметь дело. Низкая гамма проявления при малоконтрастных объектах не имеет смысла. Она увеличивает трудности печати в этом случае. Со слишком тонкого негатива на нормальна позитивной пленке трудно получить сочную шкалу тонов с глубокими черными тонами и прозрачными высшим светами.
5) Способ печати.
Способ печати - контактный или проекционный, диффузным светом или направленным. В зависимости от способа печати эффективная плотность негатива может быть больше или меньше. При проекционной печати имеет также значение расстояние негатива от диффузора, рассеивающего свет копировальной лампы.
При контактной печати рассеянным светом контраст печатка становится выше, чем при печати направленным пучком света. При проекционной же печати — наоборот. В последнем случае действует эффект Каллье.
6) Характеристическая кривая позитивного материала
Кривые позитивного материала, также, как и негативного различаются по форме и гамме. Пленки с меньшей гаммо допускают больший интервал экспозиций при печати, то чем допускают негативы с большим интервалом плотностей. И не наоборот.
Интервалы тонов, воспроизводимые позитивными материалами, зависят также от рода подложки. Материалы на прозрачной подложке (кинопленки) передают более высок!" интервалы чем фотобумага. У фотобумаг интервал обычно не превышает 50—60, кинопленка же в состоянии переда интервал до 1000, если допустить в позитиве высшую плотность порядка 3,0. Но такой высокий диапазон плотность потребовал бы при проекции очень сильный источник света. Практически высшая плотность у подавляющего бол ьшинства кинопозитивов лежит в пределах от 1,4 до 2,2. этом объективный интервал яркостей на экране не превышая 1:100. В редких случаях высшая плотность доходит до 2<1 (по данным И. Б. Блюмберга).