Файл: Административная ответственность (Понятие административной ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вначале — некоторые общие замечания о юридической от­ветственности в целом и о некоторых особенностях ответственнос­ти по административному праву.

В философско-теоретическом смысле ответственность — по­нятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.

В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конститу­ции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и ас­пектах. Однако в Конституции я нахожу также развитые кон­ституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института от­ветственности, в том числе административно-правовые. Например, ст. 2, в которой говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства, содержит одновременно и такой элемент, как ответствен­ность государства перед гражданином и обществом.

Более конкретизировано и применительно к разным видам ответственности идет речь во второй главе Конституции РФ, в частности, в ст. 41 ч. 3, ст. 54 и др.

В философской, экономической, социологической и в особен­ности в юридической литературе существуют многочисленные и подчас существенно отличающиеся друг от друга понятия и опре­деления ответственности.

Поскольку объем реферата не позволяет проводить сравни­тельный анализ данного фундаментального института, я сосре­доточу свое внимание на характеристике юридической ответ­ственности, ее разновидностях, а затем исследую один из основ­ных видов, относящихся к сфере административного права: ад­министративную ответственность. Следует согласиться с Ю. А. Тихомировым относительно природы, характера и содержа­ния сравнительного правоведения: оно включает изучение различ­ных нормативных массивов, правовых систем, владение приемами их сопоставления для оценки, использование способов их отражения и восприятия в тех или иных национально-правовых системах, зна­ние тенденций и закономерностей общеправового развития.

"… сравнительное правоведение является теорией или науч­ной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки. Ее цель — изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой и с нормами международного права, выявлять сходство и различия, выявлять тенденции общеправового развития».[1]


Итак, вначале общее понятие «юридическая ответственность».

Член-корр. РАН С. С. Алексеев дал следующее определение юридической ответственности.[2] В праве под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

В юридической литературе имеются различные определения юридической ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П. Казимирчуку, Б. Л. Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим авторам.

Различаются и такие виды юридической ответственности, как конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву и другим отраслям российского права.

1. Понятие административной ответственности.

Юридическая ответственность — это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

— штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

— правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:

— преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);

— административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

— дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).


Штрафная, карательная ответственность осуществляется только в процессуальной форме и включает следующие стадии:

— обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

— исследование обстоятельств дела о правонарушении;

— принятие решения о применении или неприменении санкции и выбор (в случае решения о применении) в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

— исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Правовосстановительная ответственность осуществляется в процессуальной форме не всегда, а только в случае судебного (арбитражного) спора или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок, поскольку правонарушитель в ряде случаев может и сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные им права, прекратить противоправное состояние. Эта ответственность возникает с момента правонарушения и заканчивается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка.

Сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение различают следующие виды юридической ответственности:

— уголовная ответственность,

— административная ответственность,

— гражданско-правовая ответственность,

— дисциплинарная ответственность.

В литературе вместо понятия гражданско-правовой ответственности нередко используют пересекающееся с ним понятие материальной ответственности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

— представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);

— наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

— применяется компетентными органами и должностными лицами;


— состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

— применяемые санкции строго определены законом.

В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права. Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления — другие виды ответственности устанавливаются: уголовная — только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная — законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления — основаниями других видов ответственности являются: уголовной — совершение преступления; дисциплинарной — совершение дисциплинарного проступка; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Хотя вопрос административной ответственности юридических лиц еще дискутируется, но ряд нормативных правовых актов уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц. Для сопоставления — субъектами других видов ответственности могут быть: уголовной — физические лица; дисциплинарной — физические лица (дискутируется вопрос дисциплинарной ответственности юридических лиц); материальной — физические и юридические лица.

Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, — административные взыскания. Для сопоставления — санкции при других видах ответственности: за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности — имущественные санкции.

Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления — при других видах ответственности применяются: уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, — судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.


Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления — дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сопоставления — при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Для сопоставления — при других видах ответственности: уголовные дела — в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

2. Законодательная основа административной ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.[3]