ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2020

Просмотров: 452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

Во-первых, властность финансово-правового регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Отсюда, обязывание - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.

Во-вторых , метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им.10

Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования такого рода предписаниям. Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".1 Например, в процессе финансово-правого регулирования используется преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ.11


Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д

Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.

Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.

Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.12

Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.


Актуальные проблемы российской науки финансового права


В настоящее время российская наука финансового права переживает период активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа. Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена образованием юридической практики, главным образом законодательной, к науке.

Новое время поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов. Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права прежде всего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточнения определение предмета финансово-правового регулирования. Хотя в этом направлении уже многое сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих от­ношений. Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, — то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Наконец, требуют се­рьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банков­ской деятельности. Кроме того, в настоящее время в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в част­ности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответст­венности как вида юридической ответственности. Уже появи­лись отдельные исследования, доказывающие существование финансово-правовой ответственности предприятий-налогопла­тельщиков, а также финансово-правовой ответственности за на­рушение таможенного законодательства. Однако целостного научного исследования по вопросам финансово-правовой ответст­венности нет.13

Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новой концеп­цией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетно­го федерализма, переходом на казначейскую систему исполне­ния федерального бюджета и т.д. Свидетельством этого являет­ся принятие БК РФ, который призван в перспективе создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федера­ции.


Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фунда­ментально не исследовались наукой финансового права. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федераль­ном уровне, неопределенность их правового режима и использова­ния требуют от науки финансового права тщательной научной ра­боты над этими проблемами. В равной мере существуют финансо­во-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов.

В учебниках финансового права последних лет все чаще рас­сматривается правовой режим финансов государственных и му­ниципальных унитарных предприятий. На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока не иссле­довались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государствен­ные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентра­лизованных государственных и местных финансов многоотрас­левой, весьма важно с научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права.

Налоговое право по-прежнему остается в центре науки фи­нансового права. В связи с принятием НК РФ значимыми явля­ются исследования, непосредственно востребуемые практикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, налогово-проверочного производства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д.

В связи с принятием НК РФ, а также БК РФ принципиаль­но меняется научный взгляд на систему неналоговых доходов бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались в отечественной финансово-правовой науке как неналоговые, теперь становятся налоговыми например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог на пользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговых доходов бюджета дан в п. 4 ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют спе­цифические неналоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексное исследование проблем института неналоговых доходов.14

Для науки финансового права всегда, т.е. в советское время и сегодня, недостаточно исследованным оставался государственный кредит. Сегодня добавился еще и муниципальный кредит. В системе этих проблем прежде всего является неразграниченной сфера финансово-правового и гражданско-правового регулирова­ния.

Фундаментально наукой финансового права почти не исследовалось государственное страхование. Если в советское время в связи с монополией государственного страхования предмет исследовании такого рода был весьма широк, то сегодня в связи с сокращением сферы государственного страхования возникают вопросы: а) Какого рода отношения в сфере государственного и муниципального страхования составляют предмет финансового права? б) Можно ли считать эти отношения самостоятельным фи­нансово-правовым институтом или нормы, регулирующие эти отношения, «разбросаны» по другим финансово-правовым институтам?


Для науки финансового права всегда являлись актуальными проблемы государственных расходов. Сегодня актуальность этих вопросов еще более возрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую систему исполнения. Кроме того, пра­вовой институт государственных расходов сегодня существенно расширился за счет включения в него норм, регулирующих финансирование в системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению, пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, ни на уровне науч­ных статей и монографий.

Безусловного внимания со стороны науки финансового права заслуживает сегодня банковская деятельность, расчеты, денежное обращение и валютное регулирование. Более продвинутой с точки зрения финансово-правовой науки является сегодня банковская деятельность. В этой области существует уже ряд исследований. Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов, денежного обращения и валютного регу­лирования. Эти вопросы еще ждут научной разработки финансо­во-правовой наукой.

Заключение


В данной работе были рассмотрены различные взгляды ученых на предмет и метод финансового права, а также ее место в системе российского права. В процессе работы были изучены нормативные документы, прежде всего Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс, Кодекс об административной ответственности, Трудовой и Налоговый кодексы, а также материалы специальной литературы.

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:

- как отрасль российского права;

- как отрасль правоведения, правовая наука;

- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и местным самоуправлением определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующих практику применения финансово-правовых норм.

Предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения.

Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, изучение правовых норм, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.