Файл: Анализ финансовых результатов на примере корпорации пищевой промышленности (Обзор финансовых результатов ОАО "Экстра М").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике самым главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие "результативность" складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. 

Актуальность финансового анализа представляет собой один из наиболее существенных элементов экономического анализа и финансового менеджмента, занимая достаточно важное место в принятии решений по управлению финансами организации (предприятия). Практически все пользователи данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации в той или иной степени используют методы финансового анализа для принятия решений.

В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующего субъекта. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании активов организации, ее основного и оборотного капитала.

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов деятельности организации следует обратить на наиболее значимую статью их формирования - прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической (чистой) прибыли.

Цель анализа финансовых результатов - дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли или убытка, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение финансовых результатов или влияние изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

- анализ состава и динамики прибыли;

- анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;

- анализ распределения и использования прибыли.

1.1 Теоретические основы анализа финансовых результатов.

Согласно Бородиной Е.И. Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Цель функционирования – извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников и т.д. В более обобщенном виде финансовый результат можно рассматривать как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными ее затратами; превышение чистой (нераспределенной прибыли) над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово – экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании средств организации (основного и оборотного капитала).


Согласно Крылову С.И. Финансовый анализ — это вид экономического анализа, связанный с исследованием финансовых результатов и финансового состояния организации.

К финансовым результатам организации мы будем относить показатели прибыли, отражающие особенности ее хозяйственной деятельности и присутствующие в финансовой отчетности (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль от прочей деятельности, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, совокупный финансовый результат, нераспределенная прибыль).

При этом под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения, интенсивностью и эффективностью использования.

Финансовое состояние является конечным результатом всей хозяйственной деятельности организации. Его ключевая характеристика — платежеспособность.

Как и любой вид аналитической работы, применение методики финансового анализа носит достаточно субъективный характер. Однако можно сформулировать некоторые общие принципы и последовательность ее реализации.

Финансовый анализ может быть выполнен в четыре этапа.

I этап. Предварительный финансовый анализ.

II этап. Углубленный финансовый анализ.

III этап. Обобщение результатов финансового анализа, переходящее в разработку рекомендаций, направленных на повышение финансовых результатов и улучшение финансового состояния организации.

IV этап. Прогнозирование финансовых результатов и финансового состояния организации.

Финансовые результаты - это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток - результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов. Прибыль - это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организаций, а с другой - источник доходов бюджетов различных уровней. В ст.50 ГК РФ указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.

1.2 Совокупность аналитических показателей для предварительного финансового анализа

Направление анализа финансового состояния

Аналитические показатели

1. Анализ имущественного положения

1. Динамика имущества

2. Доля оборотных активов в имуществе

3. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах

2. Анализ финансовой устойчивости

1. Коэффициент финансовой независимости

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

3. Коэффициент мобильности собственного капитала

3. Анализ платежеспособности и ликвидности

1. Коэффициент инвестирования

2. Коэффициент абсолютной ликвидности

3. Коэффициент быстрой ликвидности

4. Коэффициент текущей ликвидности

4. Анализ деловой активности

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2. Коэффициент оборачиваемости активов

3. Рентабельность продаж

4. Рентабельность активов

5. Рентабельность собственного капитала


Анализ финансовых результатов и финансового состояния ОАО "Экстра М", за период 01.01.2018–31.12.2019 г.

2.1 Краткая информация о деятельности предприятия.

ОАО «ЭКСТРА М», до 1993 года - московская макаронная фабрика №1, основанная в 1883 году. В 1995-1997 годах на предприятии устаревшее оборудование было полностью заменено на самое новое и передовое. За счет этого объемы производства и продаж непрерывно растут. Так, за 1997 год, по сравнению с 1995-м, рост составил 42%, за 1998-й – 64%. Основной механизм реализации Политики в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды – среднесрочные Программы экологической безопасности, разрабатываемые на основе долгосрочных Программ стратегического развития компании.

В настоящее время предприятие выпускает более 20 видов высококачественной продукции с торговой маркой «ЭКСТРА М», которая пользуется устойчивым и высоким спросом и известна не только в большинстве регионов России, но и за ее пределами. «ЭКСТРА М» продолжает развиваться и планирует увеличить производственные мощности почти в два раза. Успехи предприятия связаны, в первую очередь, с эффективной системой управления качеством на всех уровнях. Логотип компании на привлекательной упаковке является гарантом высокого качества продукции «ЭКСТРА М». Свидетельство ее традиционно высокого качества - многочисленные российские и международные награды и призы: золотые и серебряная медали, дипломы, в том числе Диплом «100 лучших товаров России» (1998 год), Почетный Диплом «Московское качество» (1999 год) и др.

Стратегические планы развития неразрывно связаны с развитием компании в целом, и направлены на формирование высокорентабельного бизнеса: увеличение объемов выпуска основной продукции (макаронных изделий) за счет эффективной маркетинговой политики; усиление позиции существующих и создания новых торговых ассортиментных групп товаров; расширение и создание новых рынков сбыта продукции; повышение доли реализации крупным дистрибьюторам; расширение географии и объемов продаж в регионах. Планируется оптимизация использования имеющихся ресурсов, сокращение затрат (осуществление программы управления издержками) и повышение качества продукции. ОАО «ЭКСТРА М» планомерно проводит модернизацию и реконструкцию основных фондов путем использования новых технологий, а также внедрения современных систем управления.

2.2 Анализ финансового состояния

В отчете представлен анализ финансового состояния ОАО "Экстра М", выполненный по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, за период 01.01.2018–31.12.2019.


Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

31.12.2017

31.12.2018

31.12.2019

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2017)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2019)

тыс. руб.
(гр.4-гр.2)

± %
((гр.4-гр.2) : гр.2)

1

2

3

4

5

6

7

8

Актив (Assets)

1. Внеоборотные активы (Non-current assets)

542 649

576 564

576 498

50,6

51,6

+33 849

+1,062 раза

2. Оборотные активы (Current assets), всего

529 553

625 729

590 103

49,4

52,8

+60 550

+11,43

в том числе:
запасы (inventories)

198 529

239 647

293 013

18,5

26,2

+94 484

+47,59

дебиторская задолженность (trade and other current receivables)

301 903

354 647

263 215

28

23,6

-38 688

-12,8

денежные средства и эквиваленты денежных средств (сash and cash equivalents)

7 241

5 947

7 987

0,68

0,7

+746

+1,03 раза

Капитал и обязательства (Equity and liabilities)

1. Капитал (Equity)

610 088

532 800

534 249

56,9

47,85

-75 839

-0,87 раз

2. Долгосрочные обязательства (Non-current liabilities)

9 732

9 181

11 018

1

1

+1 286

+1,32 раза

3. Краткосрочные обязательства (Current liabilities)

452 382

660 311

621 334

42,1

55,6

+168 952

+37,34

Активы / Капитал и обязательства (Assets / Equity and liabilities)

1 072 201

1 202 293

1 116 600

100

104,4

+44 399

+4,14


На последний день анализируемого периода примерно 1/2 активов ОАО "Экстра М" приходится на оборотную часть (52,8%), и 1/2 внеоборотные активы (51,6%). За весь рассматриваемый период имел место незначительный рост стоимости активов – на 4,14% (до 1 116 600 тыс. руб.). Однако при росте активов наблюдалось небольшое уменьшение собственного капитала. Уменьшение собственного капитала относительно общего изменения активов уже следует рассматривать как негативный фактор.

В пассиве прирост наблюдается у долгосрочных обязательств – с 9 732 тыс. руб. до 11 018 тыс. руб., следовательно, организация зависима от кредиторов. Это подтверждает и большая сумма краткосрочных обязательств на конец года – 621 334 тыс. руб.

В течение анализируемого периода наблюдалось повышение стоимости запасов организации c 198 529 тыс. руб. до 293 013 тыс. руб. (т. е. на 47,59%).

Также имело место значительное снижение величины краткосрочной дебиторской задолженности – на 38 688 тыс. руб., или на 12,8%.

Несмотря на большую долю задолженностей, как налоговых сумм, так и кредиторских средств у предприятия есть в наличии весомый потенциал средств в качестве размера накопленного капитала предприятия, который позволит при образовании негативного экономического прецедента погасить сумму критической задолженности.

Ресурсы организации состоят из плановых денежных средств за поставленную продукцию как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, возможны случаи неоплаты дебиторской задолженности при наступлении сроков, а значит и невозможность соответственно оплаты задолженности по кредитам. В этом

случае, так как кредиторская задолженность в основном является краткосрочной, возможен ее перевод в разряд долгосрочных заимствований за счет процедур реструктуризации.

В период макроэкономической нестабильности предприятие работает на увеличение ассортимента продукции.

Увеличение ассортимента продукции повлекло увеличение запасов на складах, дает возможность предприятию завоевать новые рыночные ниши. Для расширения ассортимента продукции предприятие использовало собственные средства и привлекло заемные средства в виде долгосрочных обязательств.

2.3 Анализ финансовой устойчивости организации

В качестве основных коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, выступают коэффициент финансового левериджа и коэффициент финансовой зависимости. Показатели схожи по своей сути и отражают соотношение между двумя основными источниками капитала: собственным и заемным. Разница между коэффициентами заключается в том, что первый рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному, а второй – как отношение заемного к совокупному капиталу.