ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ГРУППЫ И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА»
Содержание
1. Управление конфликтами и стрессами. Методы психологического воздействия на членов группы. 2
2. Теория групп, формальные и неформальные группы. Личность и группа. Групповая структура и роли в группе, групповые нормы. Общие правила управления групповым поведением. 5
3. Социальная фасилитация и социальная леность. Понятие команды, этапы превращения группы в команду. 8
4. Характеристика стадий формирования существования команды. Проявление группового мышления. 10
Список использованных источников 12
1. Управление конфликтами и стрессами. Методы психологического воздействия на членов группы.
Человек общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества – группы, члены которых часто подвержены конфликтам и стрессам.
Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения и мешает другой сделать то же самое.
Следует иметь в виду, что в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты могут быть желательны. Во многих случаях ситуация конфликта помогает сформулировать большее число альтернатив или проблем, что делает процесс принятия решений более эффективным.
Существует 4 основных типа конфликтов:
-
Внутриличностный конфликт -
Межличностный конфликт -
Конфликт между личностью и группой -
Межгрупповой конфликт
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на людей с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Существует множество методов управления конфликтами. их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою сферу применения:
- внутриличностные;
- структурные;
- межличностные;
- персональные;
- переговоры;
- ответные агрессивные действия.
Управление конфликтами предполагает целенаправленное воздействие:
– на устранение (минимизацию) причин, которые породили конфликт;
– на коррекцию поведения участников конфликта;
– на поддержку контролируемого уровня конфликтности.
Стресс – состояние напряжения, которое возникает у человека под влиянием сильных воздействий. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций (снижается эффективность и благополучие человека, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь).
Стресс характеризуется чрезмерным психологическим и физиологическим напряжением.
Физиологические признаки: язва, гипертония, мигрень, астма, боли в сердце.
Психологические признаки: раздражимость, потеря аппетита, депрессия и т.д.
Люди, страдающие от чрезмерных стрессов на работе, могут применить следующую схему их снятия.
-
Разработайте систему приоритетов в своей работе: определите, какая работа первоочередная, а какую можно сделать позже. -
Когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы, опишите начальнику конкретные приоритеты работы, которой вы занимаетесь в настоящее время. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания. -
Постарайтесь научить вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу работу, вашу нагрузку и давать четкие и обоснованные задания. -
Если вам предъявляют противоречивые требования, не занимайте обвинительную позицию, а просто объясните, какие конкретные проблемы создают противоречивые требования (конфликт ролей). -
Если вы почувствовали, что ожидания или стандарты не ясны (неопределенность ролей), сообщите руководству, что вы не уверены относительно ряда конкретных вопросов, связанных с заданием, и хотели бы обсудить эти вопросы с ним. -
При отсутствии интереса к работе постарайтесь объяснить руководителю, что вы принесете больше пользы организации выполняя работу, соответствующую вашим наклонностям.
Воздействие на членов группы осуществляется как вербально, так и невербально следующими путями:
1)Убеждение—направленное психолого-педагогическое воздействие с целью изменения внутренних установок личности или группы, обращенное к разуму и предполагающее аргументированное доказательство.
2)Внушение—эмоционально-волевое действие, принимаемое без обсуждения и сопротивления.
3)Психологическое заражение—бессознательная передача от человека к человеку (группе) эмоций, состояний, потребностей.
4)Личный пример—может являться одновременно средством убеждения, внушения, заражения. С ним связано явление подражания— осознанное или неосознанное воспроизведение личностью определенных черт, образцов поведения, манер, действий и поступков других людей, особенно эмоционально значимых. 5)Идентификация—отождествление, уподобление себя и каких-то других людей на основании сходства каких-либо характеристик, например, принадлежности к группе.
2. Теория групп, формальные и неформальные группы. Личность и группа. Групповая структура и роли в группе, групповые нормы. Общие правила управления групповым поведением.
Группа – два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое и испытывает на себе его влияние.
Группа, в которой находится человек, оказывает сильное воздействие на формирование и развитие личности и поведение человека, так как группа - это всегда еще и частица общества. Как частица общества она несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны группы многообразно. В группе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член оказывает определенное влияние на группу в целом.
Процесс влияния личности на группу выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство.
Организация и ее подразделения тоже являются группами. Члены группы разрабатывают приемлемые для них правила, установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы, т.е. стандартов поведения. Чем в большей степени работник организации ценит принадлежность к группе, тем адекватнее его поведение.
По характеру внутренних связей группы можно разделить на формальные, созданные по воле руководителя на основе определенной организационно-правовой документации, и неформальные, которые складываются стихийно на основе межличностных отношений и не имеют официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Формальные группы – это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.
Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. У неформальных организация людей много общего с формальными группами. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи.
Ключевой характеристикой группы является ее структура — именно она делает групповое поведение упорядоченным и предсказуемым. К элементам групповой структуры относятся роли, нормы и статус.
Ролевое поведение в рабочих группах имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что распределение ролей в рабочей группе определяется, с одной стороны, распределением обязанностей и занимаемой должностью, а с другой — профессиональными компетенциями и склонностями человека. Если, например, человек обладает высоким уровнем компетенций и склонностью быть наставником (делиться опытом и навыками), то он может «получить» от группы роль «эксперта» при условии, что в группе предусмотрена эта роль. Или, если он склонен к инициированию новых идей, то он может «получить» роль «инициатора» в том случае, если эта роль нужна группе. Иными словами, процесс поиска роли в рабочей группе является встречным — роль ищет своего человека, а человек — свою роль.
Под ролью понимается набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых индивиду, который занимает определенную позицию в социальной группе, голь непосредственно связана со статусом, поэтому иногда роль определяется как его динамический аспект. Роль можно охарактеризовать через перечень тех реальных функций, которые заданы индивиду группой и содержанием групповой деятельности. Так, в семье каждый имеет определенные статусные характеристики. При этом статус, например, отца предполагает набор ролевых функций, которые «предписаны» этой статусной позиции обществом в целом или данной семьей в частности.
Еще одним важным элементом групповой структуры являются нормы.
Нормы — это согласованные неформальные правила поведения, регулирующие поведение членов группы. Соблюдение групповых норм вознаграждается дружелюбным отношением и поддержкой, а нарушение — наказывается критикой, игнорированием и даже изгнанием из группы. Соблюдение групповых норм делает поведение людей прогнозируемым, ожидаемым и повышает эффективность.
Рассматривая особенности управления поведением в группе, следует выделить следующие правила:
- помочь группе испытать общий успех;
- укрепить доверие членов группы друг к другу, и прежде всего к лидеру;
-развивать чувство принадлежности к группе как ощущение некоей особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе;
-позаботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, к уважению, самоуважению, престижу;
- поддерживать веру группы в реальность решения поставленных перед нею задач.
3. Социальная фасилитация и социальная леность. Понятие команды, этапы превращения группы в команду.
Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. Социальную фасилитацию можно определить как возрастание активности или продуктивности индивида вследствие присутствия рядом других людей. Однако проведенные эксперименты показывают, что присутствие других людей не всегда может благоприятствовать выполнению индивидуального задания. Так происходило с решением задач, которые требовали логической аргументации и запоминания.
Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда люди стремятся к достижению индивидуальных целей. А, если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и где каждый не отвечает за совместный результат, наблюдается нечто противоположное.
Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Уменьшение боязни оценки при затерянности в толпе, ведёт к социальной лености, а увеличение боязни оценки, когда человек в центре внимания, ведёт к социальной фасилитации. Более того, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует.