ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группы и команды являются ключевыми объектами в современной литературе, посвященной вопросам управления и управленческой практики. В общем случае грамотно совершенный переход на групповые методы организации труда приводит к сокращению численности работников и руководителей, росту производительности труда, экономии ресурсов, росту объемов продаж, снижению брака, дефектов, сокращению длительности производственного цикла, ускорению выполнения заказов, росту качества обслуживания.
Команда – это гибкая, сплоченная, надежная, автономная рабочая группа единомышленников, которая отвечает за результаты своей деятельности. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.
Обычно выделяют следующие этапы развития команды.
1. Формирование. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения членов группы отличаются осторожностью.
2. Смятение. Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за относительное влияние, дискутируют о направлениях развития. Группа испытывает внешнее давление, между ее участниками складываются достаточно напряженные отношения.
3. Нормирование. Группа начинает совместное движение к общим целям, устанавливаются равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов, сотрудничество членов команды становится все более эффективным.
4. Выполнение работы. Группа вступает в стадию зрелости, она способна решать самые сложные задачи, каждый ее член исполняет несколько функциональных ролей.
5. Расформирование. Рано или поздно расформировываются самые успешные группы, комитеты и проектные команды, интенсивные социальные отношения их участников постепенно сходят на нет.
4. Характеристика стадий формирования существования команды. Проявление группового мышления.
Выделяют следующие этапы формирования управленческой команды.
1. Определение цели формирования управленческой команды проекта. Видение роли управленческой команды.
2. Принятие решения о лидерстве внутри формируемой управленческой команды. Повышение готовности лидера к принятию на себя ответственности за деятельность команды проекта.
3. Согласование индивидуальных целей лидера с целями проекта. Мотивация лидера.
4. Подбор членов управленческой команды с учетом их индивидуальных особенностей (опыт работы, возраст, основные стратегии достижения цели, психологические особенности, сильные и слабые стороны индивида), диагностика сильных и слабых сторон команды.
5. Согласование индивидуальных целей кандидатов в члены управленческой команды с целями формируемой команды проекта. Мотивация членов команды.
6. Налаживание коммуникативных связей между членами команды проекта, формирование деловой атмосферы (установление контактов, вызревание конфликтов, разрешение конфликтов, эффективное взаимодействие).
7. Распределение функциональных обязанностей между членами управленческой команды в соответствии с их индивидуальными особенностями. Согласование властных полномочий, контроля над финансовыми потоками, социального статуса каждого члена команды проекта.
8. Развитие командного взаимодействия. Эффективное функционирование команды. На этом этапе предусмотрена корректировка предыдущих семи этапов в соответствии с тактическими и стратегическими целями.
9. Завершение проекта. Анализ результатов и командного взаимодействия
Групповое мышление – это предрасположенность участников группы к минимизации конфликта и принятию решения без критической оценки каждой из представленных альтернатив.
Ключевая особенность такого мышления заключается в том, что оно играет важную роль в принятии именно управленческих решений. Феномен его состоит в том, что все члены группы очень тесно связаны друг с другом, они стремятся к групповому единодушию. При этом, они могут жертвовать собственной объективной оценкой действительности ради выбора тех путей действий, которые будут выгодны большинству.
Групповое мышление имеет две стороны. С одной стороны, оно необходимо для того, чтобы создавать единство внутри группы, чтобы ее было проще контролировать. Сегодня групповое мышление важно для принятия стратегически приемлемых решений в управленческой сфере, и здесь согласие друг с другом преобладает над рациональностью идеи. С другой стороны, групповое мышление имеет ряд недостатков. Оно полностью стирает объективное мнение человека, навязывает ему мнение большинства. Особенно это заметно в состоянии стресса, когда человек стремится к тому, чтобы найти поддержку среди членов своей группы, и там он сразу же «вливается» в процессы группового мышления.
Проявления «группового мышления»:
-
Иллюзия человека в том, что он неуязвим, и что его мнение будет поддержано за пределами социальной группы, в которой оно было сформировано; -
Нивелировка у отдельных членов группы чувства личной ответственности за принимаемые решения. По сути, в групповом мышлении есть принцип, что ответственность лежи на абсолютно всех, а значит ни на ком, ведь понятие «все» размывается; -
Не подвергаемая сомнениям вера в то, что группа абсолютно права, и что ее мнение – единственное абсолютно верное. В этом случае, сталкиваясь с сотнями иных точек зрения, человек будет попросту отрицать их, ведь они не совпадают с мнением большинства; -
Примитивные и стереотипные взгляды на мнение, которое отличается от мнения группы. Здесь людям свойственно просто не слышать иных точек зрения, игнорировать их, ведь они подвергают сомнению мнение группы, а значит они враждебны, и с ними необходимо бороться.
Список использованных источников
-
Арокина В. И. Управление стрессом в организации [Текст] / В. И. Арокина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-1(62). – С. 19-21. -
Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов [Электронный ресурс] / Н. Е. Водопьянова. М.: Издательство Юрайт. – 2021. – 283 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/472257 (дата обращения: 18.01.2023). -
Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // Москва: Академический Проект. – 2020. – 412 с. – Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785829125769.html (дата обращения: 18.01.2023). -
Кашапов М. М. Психология конфликта: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / М. М. Кашапов. М.: Издательство Юрайт. – 2021. – 206 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/471150 (дата обращения: 18.01.2023). -
Одинцова М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. М.: Издательство Юрайт. – 2020. – 299 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/451167 (дата обращения: 18.01.2023). -
Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б. И. Хасан. М.: Издательство Юрайт. – 2020. – 204 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453554 (дата обращения: 18.01.2023). -
Черкасская, Г. В. Управление конфликтами: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. М.: Издательство Юрайт. – 2020. – 236 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/454065 (дата обращения: 18.01.2023).
Проверочный тест
Формальные группы — это группы, в которых …
а) поведение членов группы и их положение строго регламентировано правилами организации +
б)нечетко выражена цель совместной деятельности
в)ценности группы играют в жизни личности роль эталона
г)низкая зависимость от традиций
Характеристика формального лидера
а)имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий+
б)вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность
в)выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам
Как называются общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов?
а) групповая динамика
б) роли
в) групповые нормы+
Что является источниками групповой эффективности?
а) организационная культура
б) навыки
в) групповые нормы+
г) роли+
Как называются группы, которые созданы по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, способствующих достижению целей организации?
а) управленческие группы
б) формальные группы+
в) неформальные группы