Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, система науки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по следующим разделам.

  • 1. Конституционное право как отрасль и наука.

  • 2. История и теория Конституции России.

  • 3. Основы конституционного строя Российской Федерации.

  • 4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

  • 5. Федеративное устройство России.

  • 6. Избирательное право.

  • 7. Система высших органов государственной власти РФ.

  • 8. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

  • 9. Система судебных органов государственной власти РФ.

  • 10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления Российской Федерации.

В развитии науки конституционного права можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап. Основы русской правовой науки закладывались в XVIII в., но только в XIX в. правовая наука в России получает настоящее развитие. В конце XIX – начале XX в. в России издаются учебники по государственному праву Российской империи и государственному праву зарубежных стран. А. С. Алексеев выделял науку общего государственного права и науку русского государственного права. Однако в этот период наука государственного права делала акцент па изучении зарубежных форм правления, подчеркивая преимущества парламентаризма, значимость разделения властей для охраны прав и свобод личности, развивая идею естественных прав человека.

Советский период развития науки конституционного права, начавшийся 25 октября 1917 г., ознаменовался классовым, партийным подходом к изучению предмета этой науки. Первые учебники и монографии по советскому государственному праву характеризовались полным отрицанием идей, концепций, которые разрабатывались дореволюционными учеными, – естественного права, конституционного и правового государства, разделения властей, парламентаризма, института единоличного президента, конституционного контроля, местного самоуправления и т.д.

В научных трудах превозносилась руководящая роль Коммунистической партии, лидерам которой приписывались все имеющиеся достижения в политической, экономической и социальной сферах общественного строя. Не допускалось критическое отношение к положениям марксистско-ленинского учения, которое имело характер святыни, все научные труды должны были иметь сноски на классиков марксизма-ленинизма и решения очередного съезда КПСС.


Современный этап развития науки конституционного права России


С середины 1980-х гг. в Советском Союзе была объявлена перестройка политической системы общества, которая осуществлялась посредством принятия конституционно-правовых норм, внесения изменений, дополнений сначала в Конституцию СССР 1977 г., а затем и в Конституцию РСФСР 1978 г.

В основе осуществляемых реформ лежал поворот к идеям, концепциям, общечеловеческим ценностям, которые разрабатывались дореволюционными государствоведами, получили закрепление в конституциях многих демократических государств. В числе таких идей: естественные, неотчуждаемые права и свободы человека; естественно-правовая концепция взаимоотношений личности и государства; правовое, конституционное, социальное государство; местное самоуправление; необходимость наличия конституционного контроля, разделение властей; парламентаризм; институт единоличного президента; идеологический и политический плюрализм.
62. Право граждан на обращение в органы гос.власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Обращение гражданина – это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина и государственный орган, орган местного самоуправления.


Виды обращений граждан:

1) Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общ. отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения гражданин имеет следующие права:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую фз тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рас-смотрением обращения в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот гос. орган, орган МСУ или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.


Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу и подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение орган, орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в гос. орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если направление такой жалобы в соответствующий орган либо должностному лицу невозможно, то она возвращается обращающемуся с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 10. Рассмотрение обращения 

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом