Файл: Задание к теме 4 Региональные и территориальные финансы. Бюджетный федерализм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание к теме 4
«Региональные и территориальные финансы. Бюджетный федерализм»
Вариант 1
Проведите анализ и сделайте заключение об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации (Новосибирской области или другого – на ваш выбор) за последние 3 года.
Данные оформите в таблицах и графиках. Сделайте вывод о том, какую роль в бюджете субъекта играли межбюджетные трансферты и каков характер бюджета (донор или рецепиент).
Укажите существующие проблемы бюджетной обеспеченности региона и пути их решения.
Законом Омской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Закон об областном бюджете, Закон) первоначальные бюджетные назначения были утверждены по доходам в сумме 59 363 396,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 66 851 072,6 тыс. рублей. Размер дефицита областного бюджета планировался в сумме 7 487 676,0 тыс. рублей или 14,6 процента от объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. [1]
В ходе исполнения Закон об областном бюджете корректировался девять раз. С учетом внесенных изменений общий объем годовых назначений утвержден по доходам в сумме 72 661 721,0 тыс. рублей или увеличен по сравнению с первоначальной редакцией Закона на 13 298 324,4 тыс. рублей (на 22,4 процента), в том числе за счет увеличения безвозмездных поступлений на 11 481 769,6 тыс. рублей, налоговых и неналоговых доходов на 1 816 554,8 тыс. рублей; по расходам в сумме 80 279 431,0 тыс. рублей или увеличен на 13 428 358,4 тыс. рублей (на 20,1 процента). Дефицит областного бюджета определен в размере 7 617 710,0 тыс. рублей (14,4 процента).
Анализ основных характеристик областного бюджета за 2014 год представлен на следующей диаграмме.
Рисунок 1 – Исполнение областного бюджета
Согласно годовому отчету и результатам внешней проверки областной бюджет за 2014 год исполнен по доходам в сумме 69 883 268,5 тыс. рублей или 96,2 процента от плановых назначений; по расходам - в сумме 74 988 234,1 тыс. рублей или 93,4 процента от плановых назначений. Дефицит областного бюджета составил 5 104 965,6 тыс. рублей или 10,0 процентов от объема доходов без учета безвозмездных поступлений при плане 14,4 процента.
Сравнительный анализ исполнения областного бюджета за 2012 - 2014 годы млн. рублей. [1]
Рисунок 2 - Сравнительный анализ исполнения областного бюджета за 2012 - 2014 годы млн. рублей
Поступление доходов в областной бюджет в 2014 году увеличилось по сравнению с 2013 годом на 6,5 процента или на 4 262 994,3 тыс. рублей. Структура доходов областного бюджета за 2013 - 2014 годы представлена на следующей диаграмме.
Основную долю (73,0 процента) в общем объеме доходов областного бюджета занимают налоговые и неналоговые доходы. За 2014 год их поступление составило 51 032 912,0 тыс. рублей или 96,2 процента от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2013 годом рост составил 8,3 процента (на 3 892 118,5 тыс. рублей).
Основной рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2014 году по сравнению с 2013 годом обеспечен за счет налога на прибыль организаций (на 2 032 763,8 тыс. рублей) и налога на доходы физических лиц (на 2 029 685,5 тыс. рублей). Увеличились также поступления по налогам на совокупный доход, налогам, сборам и платежам за пользование природными ресурсами, государственной пошлине, доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, от продажи материальных и нематериальных активов, штрафам, санкциям, возмещению ущерба на общую сумму 721 041,0 тыс. рублей. По остальным доходным источникам поступления уменьшились на общую сумму 891 371,8 тыс. рублей, в том числе по акцизам по подакцизным товарам - на 542 608,1 тыс. рублей. [1]
В разрезе основных источников налоговых доходов поступления составили:
- по налогу на доходы физических лиц - 14 788 064,0 тыс. рублей, что составляет 93,4 процента от годовых бюджетных назначений. Невыполнение плановых показателей согласно пояснительной записке к годовому отчету произошло ввиду отсутствия платежей от крупнейшего налогоплательщика Омской области в связи с его банкротством. Помимо этого на 24,7 процента возрос возврат НДФЛ из бюджета в связи с предоставлением физическим лицам социальных и имущественных налоговых вычетов. Увеличение объема поступлений по сравнению с 2013 годом составило 15,9 процента или 2 029 685,5 тыс. рублей, что связано с ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Омской области в 2014 году на 6,3 процента (согласно данным государственной статистики);
- по налогу на прибыль организаций - 13 871 851,8 тыс. рублей или 97,4 процента от годовых бюджетных назначений. Невыполнение плановых показателей согласно пояснительной записке к годовому отчету произошло в результате меньшей суммы поступлений налога на прибыль организаций по сравнению с представленной крупнейшим налогоплательщиком прогнозной оценкой.
Увеличение объема поступлений по сравнению с 2013 годом составило 2 032 763,8 тыс. рублей или 17,2 процента, что обусловлено ростом прибыли организаций. Согласно данным государственной статистики прибыль организаций за январь-ноябрь 2014 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 12 187,3 млн. рублей; [2]
- по акцизам по подакцизным товарам - 12 413 590,5 тыс. рублей, что составляет 99,2 процента от годовых бюджетных назначений. Невыполнение бюджетных назначений обусловлено увеличением доли производства высокооктановых видов топлива (ставка по акцизам по ним ниже) и снижением объемов производства крепкой алкогольной продукции в 2014 году (по данным государственной статистики производство водки сократилось по сравнению с 2013 годом на 36,7 процента). По этим же причинам произошло снижение объема поступлений по сравнению с 2013 годом на 542 608,1 тыс. рублей или на 4,2 процента;
- по налогам на имущество - 5 928 028,7 тыс. рублей, что составляет 92,8 процента от годовых бюджетных назначений. Основную долю в поступлениях по налогам на имущество составляет налог на имущество организаций -81,7 процента или 4 841 228,3 тыс. рублей. Невыполнение плановых показателей связано с отсутствием платежей и возвратом переплаты по предприятиям оборонной промышленности, подтвердившим право на льготу, как организации, которым присвоен статус государственных научных центров. По сравнению с 2013 годом объем поступлений налогов на имущество уменьшился на 4,0 процента или на 247 003,6 тыс. рублей;
- по налогам на совокупный доход - 2 430 226,9 тыс. рублей, что составляет 94,7 процента от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2013 годом объем поступлений налогов на совокупный доход увеличился на 6,9 процента или на 156 786,1 тыс. рублей.
Не выполнены плановые назначения по доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 53,9 процента или на 130 437,3 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке к годовому отчету невыполнение произошло в связи с исключением из прогнозного плана приватизации 16 объектов недвижимости, в том числе снятием с торгов 9 объектов недвижимости с земельными участками. Ниже уровня 2013 года сложилось исполнение по следующим доходным источникам: [1]
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, - на 32,4 процента (на 79 662,9 тыс. рублей) за счет снижения доходов, получаемых в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества;
- платежи при пользовании природными ресурсами - на 11,0 процентов (на 16 727,7 тыс. рублей) в связи с расторжением договоров на аренду лесных насаждений;
- прочие неналоговые доходы - на 6,4 процента (на 5 094,5 тыс. рублей) в основном за счет снижения количества поступивших заявлений на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Безвозмездные поступления в областной бюджет в структуре доходов областного бюджета за 2014 год составили 27,0 процентов (в 2013 году - 28,2 процента). Фактическое поступление их с учетом возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет, в сумме 100 065,9 тыс. рублей и возврата из областного бюджета остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в федеральный бюджет - (-) 528 625,6 тыс. рублей, составило 18 850 356,5 тыс. рублей или 96,2 процента от годовых бюджетных назначений. Без учета указанных возвратов исполнение плановых назначений по доходам за 2014 год составило 19 278 916,2 тыс. рублей (98,4 процента), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 18 230 812,9 тыс. рублей, из них: дотации - 5 495 300,5 тыс. рублей или 100,0 процентов от плановых назначений, субсидии - 7 792 748,7 тыс. рублей (99,3 процента), субвенции - 4 383 989,7 тыс. рублей (94,2 процента), иные межбюджетные трансферты - 558 682,4 тыс. рублей (99,8 процента), прочие безвозмездные поступления из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации -91,6 тыс. рублей (100,0 процентов); [1]
- безвозмездные поступления от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1 045 148,2 тыс. рублей или 99,1 процента от плана;
- безвозмездные поступления от негосударственных организаций - 2 955,1 тыс. рублей (100,0 процентов).
По сравнению с 2013 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 370 875,8 тыс. рублей или на 2,0 процента в основном за счет увеличения поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (на 335 050,0 тыс. рублей).
Структура безвозмездных поступлений за 2014 год (без учета возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет) представлена на следующей диаграмме.
Рисунок 3 – Безвозмездное поступление в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ в 2014 г.
Поступления из федерального бюджета в целом увеличились по сравнению с 2013 годом на 171 215,4 тыс. рублей, в том числе увеличены дотации - на 2 002 052,3 тыс. рублей, субвенции - на 743 135,6 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты - на 130 023,0 тыс. рублей, при этом сокращены субсидии на 2 703 995,5 тыс. рублей. Основную часть поступлений доходов областного бюджета в 2014 году (92,5 процента) обеспечили пять главных администраторов доходов: УФНС России по Омской области, Министерство финансов Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство развития транспортного комплекса Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области. [1]
Объем расходов областного бюджета, установленный сводной бюджетной росписью с учетом внесенных изменений, составил 80 279 431,0 тыс. рублей, что соответствует Закону об областном бюджете (в редакции от 02.03.2015 № 1726-03).
Исполнение расходной части областного бюджета за 2014 год составило 74 988 234,1 тыс. рублей или 93,4 процента от уточненных бюджетных назначений.
Рисунок 4 - Исполнение областного бюджета по расходам за 2014 год
Анализ исполнения расходной части бюджета показал, что по сравнению с 2013 годом расходы областного бюджета в 2014 году в целом увеличились на 415 070,3 тыс. рублей или на 0,6 процента, к 2012 году увеличение составляет 8 409 552,9 тыс. рублей или 12,6 процента. Вместе с тем остаток неисполненных бюджетных назначений за 2014 год составил 5 291 196,9 тыс. рублей (6,6 процента к утвержденным бюджетным назначениям). [1]
Омская область является рецепиентом, так как получает областной бюджет для выравнивания региона трансферты из федерального бюджета.
Список использованной литературы
-
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Омской области за 2014 год / http://www.kspomskobl.ru/ -
Официальный сайт Администрации Омской области / http://www.omskportal.ru/