Файл: Контрольная работа по дисциплине Юридическая психология Вариант 8 Выполнил(а) студент(ка) группы з091а Семенова Татьяна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Институт инноватики Юридический факультет Кафедра уголовного права

Контрольная работа по дисциплине

Юридическая психология

Вариант 8
Выполнил(а): студент(ка) группы з-091-а Семенова ТатьянаАнатольевна

(Ф.И.О. полностью)

_

(подпись)

Проверила канд. юрид.наук,

доцент кафедры уголовногоправа

И. В. Чаднова (подпись)

Томск 2020

Оглавление




Задание №1 3

Задание №2 9

Список используемых источников и литературы 14


Задание №1


Определите возможность заимствования юридической психологией знаний диспозициональной теории личности Г. Олпорта.

Ответ:

1. Криминальная психология

Рассмотрим теорию диспозиций личности Г. Олпорта с точки зрения заимствования ее знаний в криминальной психологии.

Первый тип диспозиций Олпорта говорит о том, что существует генерализованная диспозиция, которая достаточно сильно влияет на человека. Вследствие чего можем отметить, что преступление совершенное под влиянием в уголовном праве РФ имеет место быть. Очень часто русские женщины подвергаются влиянию представителей радикальных религиозных исламских движений.

На сайтах знакомств, в социальных сетях, они бросают семьи и совершают преступления. С точки зрения криминальной психологии данное направление представляет научную новизну.

Основным вопросом концепции функциональной автономии, можно считать «как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и все же сохраняется как наличный мотив?». Другими словами «Влияет ли детство на мотивы преступлений?».

2. Виктимная психология

Заимствование диспозициональной теории Г. Олпорта можно использовать при изучении предмета виктимной психологии.

Предметом виктимной психологии являются:

1) социально-демографическая и социально-психологическая характеристики жертв преступлений;


2) уяснение индивидуально-групповых особенностей потерпевших от преступлений;

3) типовые модели взаимосвязи между жертвой и преступником;

4) определение сущности виктимности и уяснение форм ситуативного и личностного фактора в событии преступления (виды виктимности).

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).

Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Однако, в рамках виктимной психологии нас более интересует вторая основная идея диспозиционального направления, которая как раз-таки связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления – Гордон Олпорт – полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.

В настоящее время в европейском и американском социологическом дискурсе можно выделить несколько основных теоретических моделей, по которым описываются общественные движения, социальные и политические протесты.

Наиболее распространённой из них является концепция коллективного поведения. В рамках данной концепции представляется возможным выделить теорию конвергенции толпы, описанную Г. Олпортом. Представленная теория рассматривает разные аспекты коллективного поведения.

Теории, опирающиеся на иррациональные факторы, тесно связанные с психологией, способны объяснять причины массовых самоубийств. Тем временем теории, изучающие данный вопрос при помощи анализа рациональных социальных факторов, рассматривают то, как возможно появление беспорядков из ситуации общественного напряжения.

3. Следственная психология



Принципы рассматриваемой теории можно использовать в рамках следственной психологии. В особенности второй. Так как основным определяющим компонентом психологической структуры в деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается содержание прошлого события.

Таким образом, согласно второму принципу собственной автономии, можем сказать, что согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и осуществление поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетентности следователя, включается в контур его собственной мотивации.

4. Криминалистическая психология

Вторичные диспозиции менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки. Изучение рассматриваемых признаков может помочь криминалистам составить психологический портрет преступника, что может быть заимствовано в криминалистической психологии.

В рамках заимствования некоторых аспектов диспозициональной теории отметим, такое понятие как проприум. По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, "осознаваемое как наиболее важное и центральное".

5. Судебная психология

В рамках судебной психологии могут быть использованы основные положения Г. Олпорта относительно природы человека. Нас в большей степени интересует возможность рационального и иррационального поведения человека с точки зрения вменяемости или невменяемости.

Так как в рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, среди которых можно выделить: юридически значимые эмоциональные состояния как предмет экспертного исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости и др.

Так «Динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность – не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.


При рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела».

Личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума.

Слово "характерное" в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами "поведение и мышление" подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Зрелые люди в значительной мере способны к сознательным, рационально обоснованным поступкам; они выстраивают свою жизнь сообразно целям, перспективным планам и жизненной философии – и все это основывается на трезвой оценке реальной действительности.

6. Пенитенциарная/пенологическая психология

Г. Олпорт выделяет 7 стадий развития проприума по Олпорту. Которые по-нашему мнению могут быть заимствованы при изучении поведения преступника в условиях заключения или в пенитенциарной психологии.

Основным вопросом данной теории можно считать «как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и все же сохраняется как наличный мотив?» Влияет ли детство на мотивы преступлений?

Однако, процессы собственной автономии в рамках концепции автономии личности подчиняются трем психологическим принципам.

1. Принцип организации энергетического уровня.

2. Принцип преодоления и компетентности.

3. Принцип построения проприативной системы.

Г. Олпорт ввел термин «функциональная автономия» для обозначения поведения, которое стало независимым (развитая автономия) от его первоначальной цели. Когда мы осуществляем действие, мы предполагаем получить за него вознаграждение, но когда действие становится автономным, то оно само несет в себе награду.

Вследствие чего под личностной автономией осужденных следует понимать такое личностное образование, в структуру которого входят поведенческий, коммуникативный, волевой, правовой, рефлексивно-оценочный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, когнитивный и регулятивный компоненты. Каждый из компонентов личностной автономии осужденных оказывает влияние на процесс их ресоциализации и реадаптации


7. Психология юридического труда (психолого-правовая эргономика)

Психология юридического труда исследует психологические закономерности правоприменительной деятельности и изучает психологические основы: профессиограмм юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов; профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

В основе 7 стадий, в рамках заимствования при изучении объекта психологии юридического труда может быть использована 7 стадия, которая называется личное стремление.

Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл – в этом суть личного стремления. 7 стадия может быть использована в рамках планирования карьерного и личностного роста.

В рамках изучения психологии юридического труда может быть заимствована концепция функциональной автономии. Которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами.

Приведем примеры поведения под контролем функционально автономных мотивов:

а) квалифицированный руководитель отдел расследований, который повышает количество раскрытых дел даже несмотря на то, что его доходы больше не зависят от столь чрезмерных усилий;

б) сотрудник который, продолжает копить деньги и жить в бедности, хотя у него уже есть некий капитал;

в) руководитель отдела ПДН, деловая женщина, продолжающая напряженно работать даже после назначения ей солидного оклада.

В каждом случае поведение, мотивированное когда-то потребностью в деньгах, сохраняется и при отсутствии этой мотивации. Иными словами, первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. В этом состоит суть концепции функциональной автономии по Олпорту.

Для работников специальных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков актуальным представляется изучение толпы.

Для ее характеристики важно также уметь выявлять нарастающее эмоциональное состояние группы людей. Данное состояние, согласно теории Г. Олпорта, (в случае наличия обратной связи способно перерасти в циркулярную (кольцевую) реакцию (обоюдно направленное эмоциональное заражение) при которой происходит передача эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психологического контакта. Один агрессивно настроенный индивид своими реакциями эмоционально возбуждает окружающих.