Файл: Курсовая работа социальная защита нселения как система правовых отношений. Основные функции и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт сервиса и отраслевого управления
Кафедра маркетинга и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НСЕЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

Курсовая работа обучающегося

___________________________

группы____________________

Научный руководитель

___________________________

Тюмень, 2021

ВВЕДЕНИЕ



Современная проблема социальной защиты некоторых слоев населения является одной из ключевых в России: деятельность государства и общества во многом определяется по качеству и уровню жизни населения. Между тем, уровень и качество жизни в России по-прежнему отстает от европейских стандартов и недостаточно реагирует на острые нужды пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, детей-сирот с тем, чтобы своевременно предотвращать обострение их социальных, медицинских, бытовых и психологических проблем.

В настоящее время существует дефицит бюджетных средств на социальные услуги, однако ограниченность финансирования не позволяет поставить под угрозу качество социальных услуг для определенных категорий лиц, чьи права на социальную защиту определены законодательно. Проблему исследования определяет также тот факт, что лица с ограниченными возможностями здоровья зачастую воспринимаются современным обществом в качестве неполноценных людей, которым требуется социальная помощь и защита, что воспринимается самими инвалидами достаточно болезненно.

Все эти факторы свидетельствуют о необходимости повышения эффективности функционирования системы социального обслуживания.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, управления социологии, государственного и муниципального управления. Значимыми являются исследования А. А. Бикбулатова в области создания центров содействия трудоустройству лицам с ограниченными возможностями здоровья [16], Б. Н. Герасимова, который изучал управленческий механизм по обеспечению качества медицинского обслуживания инвалидов [18], А. Е. Иванова, которая рассматривала в социальном контексте ограничения жизнедеятельности инвалидов [22], Р. А. Исаева [24], который выделил специфику правовой защиты инвалидов.


Меры государственной поддержки занятости инвалидов представлены в работах Демьянова А.В. [19] и др.

Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья, не все аспекты этой проблемы достаточно разработаны. Фактически не существует обобщающих исследований опыта оптимальной модели всесторонней социальной помощи государства инвалидам, в теоретических исследованиях мало изучен опыт в регионах страны. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью работы обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.

Цель работы – раскрыть специфику социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере Тюменской области и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи работы:

– охарактеризовать специфику социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– раскрыть особенности и проблематику социального обслуживания инвалидов в Тюменской области;

- охарактеризовать тенденции в развитии государственного регулирования защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- разработать пути совершенствования социальной работы в системе социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования – лица с ограниченными возможностями здоровья и их социальная защита

Предмет работы – государственное регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тюменском регионе.

При изучении проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе, нормативный подход, анализ научной литературы, методы экономического, логического и сравнительного анализов.

Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе данных федеральных и региональных социально – экономических статистических показателей, официальных данных Федеральной Службы государственной статистики, материалов монографических исследований российских учёных, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также Интернет-ресурсов и проведенных автором исследований.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-formy-organizatsii-sotsialnoy-zaschity-lyudey

1.3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-osnovy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-1

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ)




2.1 Характеристика и управление системы социальной защиты населения в Тюменской области


Для оценки и характеристики организационной структуры и управления социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо сначала привести общие данные за последние несколько лет относительно динамики численности инвалидов в анализируемом регионе.

На рис. 2.1 представлена динамика численности инвалидов в Тюменской области в динамике за 2015-2019 гг.



Рисунок 2.1 – Динамика численности инвалидов в Тюменской области, тыс.чел., в 2015-2019 гг.
Характерно, что выросла численность детей-инвалидов (на 23,2% за 5 лет), в то время как численность инвалидов других возрастов падает: более всего снизилось число инвалидов в трудоспособном возрасте (снижение за 5 лет на 14%.

По состоянию на 01.01.2021 г. в Тюменской области проживает свыше 103 тыс. инвалидов, что составляет около 10% от общего числа населения, причем возраст инвалидов распределен следующим образом (рис. 2.2).



Рисунок 2.2 – Структура инвалидов в Тюменской области по возрасту, %
Источник: [Кудрявцев А. Е. Ликонцев П. С. Ниязова Р. Р., с.54].
Таким образом, можно увидеть, что большая часть (63,3%) – инвалиды пожилого возраста.

В табл. 2.1 представлены интенсивные показатели первичной инвалидности в Тюменской области за период 2015-2019 гг.

Данные табл. 2.1 подтверждают информацию о том, что большинство инвалидов в Тюменской области – это лица старше трудоспособного возраста. Так, среди детского населения число инвалидизации – 28,0 в 2019 г. (рост за 5 лет на 28,4%), среди взрослого трудоспособного населения – 48,6 (рост с 2016 г. на 7,5%),а среди лиц старше трудоспособного возраста – 101,1 (против 92,1 в 2015 г., рост на 10,0%).
Таблица 2.1 Интенсивные показатели первичной инвалидности в Тюменской области в 215-2019 гг., на 10 тыс. чел. населения


Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

На 10 тыс.всего населения

40,1

41,9

44,8

41,9

43,7

На 10 тыс. населения старше 18 лет

45,2

46,2

50,2

47,2

48,6

- в т.ч.на 10 тыс. жителей городской местности

44,3

45,8

49,0

47,0

51,6

- в т.ч. на 10 тыс. жителей сельской местности

47,1

47,0

52,9

47,6

42,3

На 10 тыс. детского населения

21,8

27,2

26,8

24,5

28,0

- в т.ч.на 10 тыс. жителей городской местности

21,1

26,6

25,3

24,4

30,1

- в т.ч. на 10 тыс. жителей сельской местности

24,8

28,3

29,8

24,9

24,2

На 10 тыс. населения трудоспособного возраста

26,6

29,1

31,6

27,3

27,0

- в т.ч.на 10 тыс. жителей городской местности

25,0

26,9

29,0

25,7

27,2

- в т.ч. на 10 тыс. жителей сельской местности

30,1

34,2

38,1

31,4

26,5

На 10 тыс. населения старше трудоспособного возраста

97,3

92,1

97,1

97,3

101,1

- в т.ч.на 10 тыс. жителей городской местности

103,6

101,7

104,9

106,6

118,0

- в т.ч. на 10 тыс. жителей сельской местности

86,7

75,8

83,1

80,6

73,4


Источник: [Положение инвалидов [Росстат: rosstat.gov]
При этом характерно, что если в 2015 г. больше инвалидов было в сельских местностях Тюменской области, то в 2019 г. – среди городского населения. Исключение составляют люди старше трудоспособного возраста: среди них городских жителей за все годы было больше, чем жителей села.

По состоянию на 01.07.2020 в Тюменской области проживало около 100 тысяч человек с инвалидностью (7% от общей численности населения региона), в том числе []:

- инвалидов старше 18 лет — 92,6 тыс. чел. (93% от общей численности инвалидов в Тюменской области);

- детей-инвалидов — 7,1 тыс. чел. (7% от общей численности инвалидов в Тюменской области).

На рис. 2.3 представлены ранговые места ведущих классов болезней в структуре первичной инвалидности лиц в возрасте от 18 до 44 лет в Тюменской области в 2017-2019 гг.

Как видно по данным рис. 2.3, злокачественные новообразования, приводящие к инвалидизации и ограничению возможностей здоровья населения стоят на первом месте в рейтинге структуры. Их число сокращается, но не слишком быстрыми темпами. Второе место занимают психические расстройства, причем их число за 3 года снизилось в 3 раза. Это отчасти связано с новой системой подсчета в медицинской статистике, а не реальным сокращением числа таких больных.



Рисунок 2.3 – Структура болезней, приводящих к инвалидности в Тюменской области среди лиц в возрасте от 18 до 44 лет, в 2017-2019 гг.

Источник: [Положение инвалидов [Росстат: rosstat.gov]
Из общей численности людей с инвалидностью численность инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в особых условиях создания безбарьерной среды и оказании ситуационной помощи, составляет более 30 тысяч чел. Их структура представлена на рис. 2.4.



Рисунок 2.4 – Структура инвалидов, нуждающихся в создании безбарьерной среды, тыс.чел.
В системе органов социальной защиты населения реабилитационные услуги инвалидам, детям-инвалидам и членам их семей оказываются в 48 организациях социального обслуживания населения, в том числе [Положение инвалидов [Росстат: rosstat.gov]:

- в 7 областных базовых реабилитационных центрах (Областной центр реабилитации инвалидов, областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Согласие» (город Ишим), социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних села Омутинское, региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»);