Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сроки рассмотрения дел в районном суде в качестве суда первой и апелляционной инстанции составляет 2 месяца. Вместе с тем суд может выйти за указанный срок в случае сложности, объемности дела. Нарушение срока рассмотрения дела не является основанием для отмены судебного акта в вышестоящем суде.
Районный суд при рассмотрении дел по первой инстанции, как правило, назначает сначала предварительное судебное заседание, а потом только основное судебное заседание. При этом назначение предварительного заседания не является обязательным во всех случаях, оно обязательно, если суду необходимо определить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определить достаточность доказательств по делу, исследовать факты пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.
Далее судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании (т.е. в основном судебном заседании), извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Районный суд в качестве суда первой инстанции после рассмотрения материалов дела вправе вынести решение (если дело было рассмотрено по существу), определение (об оставлении без рассмотрения или об утверждении мирового соглашения). Если районный суд является судом апелляционной инстанции, он выносит постановление.
3. Вопрос 36. Рассмотрение дел в судах первой инстанции с участием присяжных и арбитражных заседателей
Наряду с судьями в отправлении правосудия могут участвовать также и представители народа. Правовая основа участия представителей народа в рассмотрении судебных дел – нормы ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которыми граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане участвуют в судопроизводстве в качестве присяжных (ч. 4 ст. 123 Конституции РФ) и арбитражных заседателей (ч. 2 ст. 8 Закона о судебной системе). Порядок участия конкретизируется в процессуальном законодательстве [1].
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее – суды).
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица [10, с. 55]:
– не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
– имеющие непогашенную или неснятую судимость;
– признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
– состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
– подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
– не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
– имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (закон о присяжных заседателях).
В арбитражных судах субъектов РФ возможно рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей. При рассмотрении соответствующих дел граждане участвуют в судопроизводстве наравне с судьями и пользуются процессуальными правами и несут обязанности судьи [7, с. 45].
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (Закон об арбитражных заседателях).
Правовое положение присяжных и арбитражных заседателей имеет общие черты и отличия.
Присяжные заседатели привлекаются с целью усиления доверия населения к суду общей юрисдикции. Арбитражные заседатели – для обеспечения более квалифицированного рассмотрения дела (т. к. они являются специалистами в сфере предпринимательской деятельности) [11, с. 87].
На присяжных и арбитражных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности.
Список используемой литературы
Нормативные и правовые акты
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ; с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Российская газета. 1993. 25 дек..; 2020. 4 июля. -
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 28.10.2022) -
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110271/ (дата обращения 29.10.2022) -
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-sudebnoj-sisteme-1-fkz/ (дата обращения 30.10.2022)
Научная и специальная литература
-
Байдарова, М. А. Конституционно-правовая природа суда присяжных заседателей в Российской Федерации / М. А. Байдарова // Современное право. 2018. – № 6. – С. 101–105 с. -
Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 296 с. -
Волков, К. А. Общественное мнение о суде присяжных и перспективах его развития / К. А. Волков // Российский судья. 2017. – № 8. – С. 45–49 с. -
Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. – М.: Городец, 2020. – 768 с. -
Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2019. – 224 с. -
Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). – М.: Юстиция, 2020. – 144 с. -
Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. – М.: Инфра-М, Норма, 2018. – 416 с. -
Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. – М.: Проспект, 2020. – 80 с. -
Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 134 с.