Файл: Философия Цицерона Марк Туллий Цицерон (106 до н э. 43 до н э.).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философия Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106 до н.э. – 43 до н.э.)

древнеримский политический деятель, оратор и философ. Благодаря ораторскому таланту сделал блестящую карьеру (ходя происходил из незнатной семьи), войдя в сенат и став консулом. Являлся одним из ярчайших сторонников сохранения республиканского строя, за что поплатился жизнью. Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н. э.

История жизни

Цицерон появился на свет 3 января 106 г. до н.э. в древнеримском городе Арпинум. Он рос и воспитывался в семье всадника Марка Туллия Цицерона и его супруги Гельвии, которая имела хорошее происхождение. Когда Цицерону было около 15 лет он вместе с семьей переехал в Рим, где можно было получить хорошее образование. Мечтая стать судебным оратором он с большим интересом исследовал греческую поэзию и литературу, а также обучался риторике у видных ораторов.

Позже Марк изучил римское право, в совершенстве овладел греческим языком и познакомился с разными философскими концепциями. Стоит заметить, что он увлекался диалектикой – искусством спора.

Какое-то время Цицерон служил в армии Луция Корнелия Суллы. Однако позже он вернулся к изучению разных наук, не испытывая особого интереса к военному делу.

  • Прежде всего Марк Туллий Цицерон проявил себя в качестве первоклассного оратора, благодаря чему снискал большое уважение у соотечественников. По этой причине он опубликовал немало произведений, так или иначе связанных с красноречием.
  • В своих трудах Цицерон давал практичные советы того, как следует выступать с речами перед аудиторией и искусно излагать собственные мысли. Подобная тематика раскрывалась в таких работах, как «Оратор», «О построении речи», «О нахождении материала» и других сочинениях.

  • Цицерон привнес множество новых идей, направленный на развитие риторики. По его словам, хорошему оратору нужно уметь не только красиво выступать перед публикой, но и обладать большим багажом знаний, изучая историю, философию и правоведение.
  • Также для выступающего важно соблюдать чувство такта и иметь контакт со слушателями. При этом очень важна последовательность, которая является одной из главных составляющих ораторского искусства.
  • В том случае, когда ритор задействует новые или малоизвестные понятия, он должен использовать их так, чтобы они были ясны даже для простых людей. Нет ничего плохого в употреблении метафор, однако они должны быть естественными.

Образовательный идеал Цицерона опирался на изучение «высоких наук», прежде всего, философии и математики, когда римлянин обогащал свой разум и душу, благодаря чему становился нравственно более совершенным и благожелательным к согражданам.

«О старости» Цицерон считал старость жалкой, выделив 4 основные причины

  • «Первая в том, что она будто бы препятствует деятельности; вторая в том, что она будто бы ослабляет тело; третья в том, что она будто бы лишает нас чуть ли не всех наслаждений; четвёртая в том, что она будто бы приближает нас к смерти
  • «Упадок сил сам по себе вызывается пороками молодости чаще, чем недугами старости: развратно и невоздержанно проведённая молодость передаёт старости обессиленное тело»
  • : «О, превосходный дар этого возраста, раз он уносит у нас именно то, что в молодости всегда наиболее порочно»
  • «Старики не должны ни жадно хвататься за эту часть жизни, ни покидать её без причины»

«О дружбе»

Настоящая дружба проверяется не только горем, когда находится немало желающих посочувствовать. Если в твой дом заходит долгожданное счастье или неожиданный успех, то ценны те немногие, кто искренне радуется за друга. Цицерон считает, что «дружба возможна только между честными людьми». Честный человек совестлив, верен, неподкупен, беспристрастен и щедр. Дружба заключает в себе множество благ, она всегда своевременна, помогает сохранить мир и покой. Ненависть и раздоры разрушают всё до основания. Взаимная привязанность, доверие и открытость может возникнуть между совершенно незнакомыми людьми. Люди добровольно и свободно выбирают друг друга. Поэтому Цицерон связывает понятие любви и дружбы. Сердца настоящих друзей наполнены доверием, любовью и заботой. Там, где царит любовь, будет и дружба. Однако человек частенько расставляет приоритеты на тех действиях, решениях, которые ему более понятны, близки и дороги.

«Об обязанностях»

Нравственно-прекрасные поступки невозможно совершить без способности людей быть справедливыми и готовыми творить добро. Справедливость есть высшая из всех добродетелей, каждому воздаётся своё. Насилие и обман порождают несправедливость. Цицерон в трактате затрагивает тему войны. По его мнению, войны надо начинать с целью жить в мире, не совершая противозаконных действий, воздерживаться от жестокости. Справедливое отношение к людям с низким происхождением также является признаком высокой нравственности. Людям свойственна щедрость и благотворительность. Цицерон считает, что помогать надо тому, кто больше всего в этом нуждается. Мы все связаны между собой общностью всего людского рода. У нас есть разум, дар речи, это сближает и объединяет людей в общество. И в нём формируются дружеские и родственные связи, деловые отношения
Цицерон рассматривает категории «дружба» и «обязанности» неразрывно со старостью, так как в старости уже должны быть отражены те дела, то есть обязанности, которые человек выполняет как свой долг. В старости уже сформирована система ценностей и собственные психологические ориентации.

«Личность, творчески ориентирована на социальную реальность, не остается в схеме технически-инструментального поведения, ее укорененность в культуре и взаимосвязь с традиционными ценностями общества, позволяют оставаться духовной и творческой».

Оптимизм, дружба и доблестное исполнение своих обязанностей наполняют нашу жизнь смыслом и радостью.

Из всех дошедших до наших времён образов античных героев и деятелей образ Марка Туллия Цицерона выглядит наиболее живым и человечным. Цицерон для нас «не мраморный бюст на пьедестале, глядящий в мир пустыми и мёртвыми глазницами, но живая, полнокровная, реальная личность, до сих пор чем-то по-особенному близкая и каждому отдельному человеку, и человечеству в целом»