ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила
Студентка 4 курса
Гр. 1282-13
Башмакова К.А.
Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему.
Информация как категория, как предельно общее фундаментальное понятие, отражает наиболее существенные, закономерные связи и взаимозависимости реальной действительности. Наряду с такими мегакатегориями, как материя, энергия и сознание, информация обладает предельно высоким (универсальным) уровнем обобщения, превращаясь в универсум и перво-понятие с гносеологической точки зрения, поскольку его трудно определить с помощью других перво-понятий. Применительно к правовой сфере человеческой деятельности в правовой категории «информация» происходит «уплотнение юридических знаний», так как в процессе ее познания обобщаются различные стороны правовой действительности и информационных правоотношений, выделяются наиболее существенные из них. Категориальная ценность информации как правовой категории заключается в возможности формировать с помощью обобщенных правовых признаков, воплощающих реальное жизненное многообразие, конкретные юридические понятия и юридические конструкции, т.е. конкретные правовые модели информационной жизни. В этом же смысле законодатель определяет информацию как объект публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Закона «Об информации»), т.е. в наиболее общем для правоведения его значении, поэтому названный Закон считается базовым по отношению к другим нормативным правовым актам, в которых упоминается информация как объект права. В них понятие «информация» должно определяться именно так, как его раскрывает и определяет ст. 2 Закона «Об информации»: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Обобщенный признак названного понятия («независимо от формы их представления») по существу определяет его категориальное значение. Под «формой» здесь понимаются все конкретные виды информации. В законодательной практике последнего времени такие виды, как правило, понимаются с учетом трактовки понятия «информация», содержащейся в Законе «Об информации».В отдельных федеральных законах информация рассматривается как сведения (образ) конкретной жизненной ситуации и как объект права.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает определение еще одного вида информации как правовой категории и объекта права — инсайдерской информации (точной и конкретной информации, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров). Этот вид информации закреплен как самостоятельный объект права, поскольку он отражает деятельность на финансовых рынках, которая, как известно, осуществляется с большой степенью риска. Информационные потоки в ходе ее реализации имеют принципиальное юридическое значение, а для этого объекта права и вводится специальный правовой режим. Отдельного внимания заслуживают такие разновидности информации, как дактилоскопическая информация (информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности) и геномная информация (персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица, не характеризующих их физиологические особенности). Правовой режим этих видов информации соответственно определяется Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Формирование у человека нужного для производителя (рекламодателя) образа товаров является целью создания рекламной информации. Рекламодатель прямо ставит перед собой цель воздействия на сознание потребителя рекламной информации, вызывая у него необходимый для производителя товара интерес. В данном случае информационная потребность возникает у создателя рекламной информации (по его заказу она производится), от него поступает сигнал (сообщение или образ товара) к потребителю рекламы с целью вызвать у него не только информационный интерес, а через него (сформированный образ товара) интерес к товару. Здесь, в этой информационно-рекламной конструкции, мы обнаруживаем типичную правовую модель информации. Одним словом, информация как объект права — правовая модель, обобщенный правовой образ конкретных нематериальных благ информационной природы (рекламы, персональных данных, статистической информации, геномной информации,инсайдерской информации, кредитной истории, информационной продукции, электронного документа, электронной подписи и др.). Во-первых, информация как правовая категория — это абстрактная правовая модель существующей информационной действительности, отдельных моментов жизни. Известно, что «правовые категории, будучи отражением наиболее существенных свойств и главных связей правовых явлений, представляют собой наиболее глубокие по содержанию и широкие по объему понятия в границах правовой науки» . Абстрактность образа момента бытия представлена в информации как категория предельно широко. Этот признак придает информации фундаментальный научно-теоретический характер. Это качество придает информации форму фундаментального знания, т.е. теоретического основания. Модель информации как результат абстрагирования позволяет не только познать корни данного явления, но и на основе установленных признаков представить (т.е. познать), зафиксировать и описать признаки реальных моментов действительности, отраженных в информационном образе конкретных правоотношений. Поэтому модель информации как мегакатегории на основе отраженного образа конкретных жизненных ситуаций всегда соотносится с конкретным видом информации как объектом права (в случае реального нормативного закрепления в текстах нормативных правовых актов). Во-вторых, категориальность как свойство «уплотненности знаний» о предметах и явлениях жизни выступает в информации как теоретическая конструкция (модель), включающая все наиболее существенные признаки конкретных разновидностей информации или более конкретных образов момента информационной действительности. На примерах отдельных видов информации (кредитной истории, инсайдерской информации, дактилоскопической и геномной информации, рекламной информации, массовой информации, персональных данных) мы продемонстрировали процесс конкретизации мегакатегории «информация» в реальных объектах права. В-третьих, информация как категория права в модельном ее представлении отражает признаки конкретных видов информации. Это свойство информации придает ей правовое значение. Выявив механизм формирования информации как реального момента информационного бытия, можно описать и сформулировать такие признаки в нормах права, в которых фиксируются правила поведения участников информационного процесса.
Список литературы
- ФЗ о информации и информационных технологиях, и о защите информации
- https://bstudy.net/672635/pravo/obekty_informatsionnogo_prava
- Федеральный закон "О кредитных историях" от 30.12.2004 N 218-ФЗ
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»
- Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ