Файл: 1. Классификация туристических походов 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оренбург 2023

Содержание



Введение 6

1.Классификация туристических походов 8

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются. 8

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе. 8

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.[5] 8

Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств. 9

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты. 9

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.[6][7] 9

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутри маршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер. 9

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью, - и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся. 9

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее сложных перевалов).[8] 10

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах. 10

Все сказанное выше о классификации маршрутов относится практически ко всем видам туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности в построении маршрутов. И чем эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Основу классификации горных маршрутов составляют перевалы (учитывая их количество и сложность). 10

Пешеходный туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с него. Большую часть походов выходного дня и I категории сложности, которые в основном проводятся по родному краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.[9] 10

При оценке сложности пешеходных походов учитываются автономные действия группы, непрерывность ненаселенной труднопроходимой местности при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в глухом таежном краю, движение через заросли, болота, каньоны без постоянной тропы - все это становится существенным дополнением к чисто техническим моментам маршрута. Для повышения технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются восхождениями на обзорные вершины. 10

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные. 10

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным. 11

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком). 11

С холодом туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация надежной страховки.[10] 11

Помимо других, все эти факторы учитываются при разработке классификации лыжных маршрутов. 11

Основным и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных походов является надежное техническое состояние и оснащение транспортных средств. 11

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах. 11

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией. 11

Не следует приветствовать попытки отдельных групп (это особенно заметно у вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25-30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них. 12

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием. 12

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности. 12

Весь набор пещер нужно проходить в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточно пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга. 12

Если пещера I или II категории трудности имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере. 12

При классификации пещер переход к более высокой категории трудности определяется появлением новых элементов в технике и тактике, вызванных наличием тех или иных естественных препятствий. Качественный скачок происходит при переходе от пещер I категории трудности к 2А категории трудности, от 2Б к ЗА и т. д. Пещеры, обозначаемые одной и той же цифрой (например, 2А и 2Б) отличаются друг от друга главным образом количественно.[11] 12

В вертикальных пещерах основными препятствиями являются отвесные и крутонаклонные участки (колодцы), в горизонтальных-узости, водные препятствия (сифоны). Большинство пещер легко отнести к одному из этих двух типов, хотя есть немало пещер смешанного типа (комбинированные). 12

При разработке маршрутов спелеопоходов следует пользоваться Перечнем классифицированных пещер, утвержденным в 1985 г. В нем приведено около 500 пещер в следующих районах: Беломорско-Кулойское плато, Подолье и Буковина, Средний и Южный Урал, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Западный Тянь-Шань, Алтай, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Саяны, Иркутская область, Дальний Восток. Даются основные данные о каждой пещере: название, тип пещеры-горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длина и глубина в метрах, категория трудности. 12

При классификации комбинированных походов учитывается ряд принятых условностей. Участок одного вида туризма должен быть непрерывным походом, который может быть классифицирован сам по себе. Например, обносы, обходы пешком отдельных препятствий, а также радиальные пешие выходы в водном походе не превращают его в комбинированный. Если дополняющий маршрут - участок с другим способом передвижения по всем параметрам не выше I категории сложности, то суммарная сложность похода не увеличивается: прибавленная к «четверке» «единичка» не делает поход «пятеркой». Но если комбинированный поход состоит, например, из водной части IV категории и пешеходной - III категории сложности, то он принимается к зачету на разряды как поход V категории сложности. На фактически приобретенный в таком походе технический опыт эта оценка» естественно, не влияет. 13

Наиболее распространенными и естественными следует считать водно-пешеходные походы. Могут быть и горно-водные, совсем реже - лыжно-водные. Очень сложно обстоит дело с комбинированием пешеходных и горных маршрутов. Практически в горах невозможно выделить самостоятельные непрерывные участки, относящиеся к одному из этих видов. Они так перемешаны, что не поддаются разделению на индивидуально оцениваемые части комбинированного похода. Сейчас, и видимо правильно, условлено, что в высокогорных районах походы могут относиться, только к горному виду туризма.[12] 13

1.Постановка целей похода и выбор маршрута 14

2.Составление продуктовой раскладки и закупка продуктов питания 17

3.Топография и ориентирование на местности 18

4.Обеспечение безопасности 20

Заключение 21

Список используемой литературы. 22



Введение


Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной, ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15—20 километров—не по лесной чаще, нет, а по обычной проселочной дороге — для них непосильная задача.

Но туризм—это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы.

В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм—прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Туристский поход является эффективной формой туристско-краеведческой деятельности, который заключается в активном передвижении по маршруту. Поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско-краеведческой деятельностью. Туристский поход – явление многосложное, комплексное, характеризующееся рядом неравнозначных свойств-признаков. Свойством первого порядка, которое составляет сущность похода, его коренным отличием от других форм является маршрут похода, точнее его прохождение активными способами передвижения, то есть с помощью своей мускульной силы: пешком, на лыжах, на велосипеде, на вёслах.[1]

Прохождение намеченного маршрута является абсолютно обязательным, главным свойством всякого туристского похода, его доминантой. Без спортивного прохождения маршрута похода нет. Оно – его. Туристский поход предполагает прохождение нового (заранее разработанного) либо известного маршрута с определенными целями: познавательными, оздоровительными, спортивными, учебными, тренировочными, агитационно-пропагандистскими и др.

Любой маршрут похода имеет первый обязательный объективный параметр – длину в километрах. Но в туристском походе главное не только абстрактные километры, а километры, наполненные воспитывающим и обучающим содержанием. Во время туристского похода каждый его участник открывает для себя что-то новое, испытывает физическое и эстетическое наслаждение, знакомиться с многообразием родной природы, историческим прошлым и настоящим, открывает неизведанные тайны. Поход – дело непростое. Здесь формируется характер подростка. Старшие приучаются помогать младшим, опекать их до тех пор, пока они не постигнут всех премудростей походной жизни. В походах ребята учатся «выживать» в сложных экстремальных ситуациях, преодолевать естественные препятствия: горные реки, отвесные скалы, непреодолимые чащи. [2][3]



Туристических походов существует довольно большое количество, а именно: пешеходные, горные, велосипедные, водные и др. Поэтому в первую очередь вы должны подобрать такой вид туристического похода, который был бы вам наиболее интересен. Но должны всегда учитывать, что каждый из видов имеет свои характерные особенности. К примеру, для водного похода вам надо иметь специальное снаряжение - байдарка, плот, катамаран, лодка, спасательные жилеты и др.

Из всех видов самым доступным является пешеходный туристический поход. Как и во всех случаях, вам необходимо иметь туристическое снаряжение, а именно - рюкзак, спальник, палатка, и т.д., такое снаряжение намного доступнее и его, в крайнем случае, легко можно приобрести на прокатных пунктах.

Давайте расскажем о том, как правильно подготовиться и провести пешеходный туристический поход и чтобы участники этого мероприятия получили максимум удовольствия.


  1. Классификация туристических походов

При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности.[4]

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.[5]


Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.[6][7]

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутри маршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью, - и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее сложных перевалов).[8]


Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах.

Все сказанное выше о классификации маршрутов относится практически ко всем видам туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности в построении маршрутов. И чем эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Основу классификации горных маршрутов составляют перевалы (учитывая их количество и сложность).

Пешеходный туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с него. Большую часть походов выходного дня и I категории сложности, которые в основном проводятся по родному краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.[9]

При оценке сложности пешеходных походов учитываются автономные действия группы, непрерывность ненаселенной труднопроходимой местности при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в глухом таежном краю, движение через заросли, болота, каньоны без постоянной тропы - все это становится существенным дополнением к чисто техническим моментам маршрута. Для повышения технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются восхождениями на обзорные вершины.

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным.

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).