Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Трудовое право (курс 3) Тема Субъекты трудовых споров Фамилия студента Трофимов Имя студента Игорь.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Трудовое право (курс 3) |
Тема | Субъекты трудовых споров |
Фамилия студента | Трофимов |
Имя студента | Игорь |
Отчество студента | Владимирович |
№ контракта | 145840020122090001 |
Содержание
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1глава Субъекты трудовых споров 5
2 глава Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров 15
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 36
Приложения 37
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время жизнедеятельности общества как никогда остро стоит проблема разрешения трудовых споров. В рыночных условиях нередко не совпадают интересы работодателя и работника, поэтому возможно их столкновение, которое может быть связано с невыплатой заработной платы, незаконным увольнением, компенсацией морального вреда, причиненного незаконным увольнением, переводом на другую работу, отказом от заключения трудового договора и т.д.
Это действительно актуальная проблема в современном обществе, поскольку трудовые споры могут иметь серьезные последствия как для работодателя, так и для работника. Неспособность разрешить конфликт может привести к длительным и дорогостоящим судебным процессам, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии обеих сторон. Кроме того, трудовые споры могут вызывать отрицательную обстановку, негативно влияющую на рабочую атмосферу и производительность труда.
Наличие трудовых споров в организации может создавать напряженную атмосферу, приводящую к ухудшению взаимоотношений между работниками и руководством, а также между самими работниками, в том числе и внутри коллективов. Это может сказаться на общей эффективности работы организации, особенно в условиях, когда сотрудники перестают быть мотивированными и начинают заниматься другими делами, не связанными с работой. Более того, продолжительные трудовые споры, которые не разрешаются вовремя, могут привести к ущербу репутации организации, что может отразиться на ее финансовых показателях в долгосрочной перспективе. Отсюда регулирование и оптимизация процедур разрешения трудовых споров являются серьезным вызовом для современных организаций и государства в целом.
Поэтому исследования в области разрешения трудовых споров являются важной задачей, направленной на повышение эффективности управления трудовыми конфликтами и создание благоприятного рабочего окружения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения трудовых споров.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства о порядке рассмотрения трудовых споров.
В связи с этим целью исследования является комплексное изучение порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
-
Дать понятие и описать виды трудовых споров. . Определить понятие и правовую природу индивидуальных трудовых споров. -
Проанализировать порядок рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам и в судебном порядке. -
Выявить проблемы применения медиации при разрешении индивидуальных трудовых споров. . -
Обосновать проблемы и пути совершенствования законодательства о трудовых спорах в современной России.
Основная часть
1глава Субъекты трудовых споров
1.1 Субъектный состав и предмет трудовых споров
По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель (руководитель, администрация). Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежат на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора.
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (его представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Учитывая законодательство о трудовых спорах и его применение в Российской Федерации, а также опираясь на западный опыт разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), можно сделать вывод, что в основе предмета этих споров заложены конфликты интересов.
Индивидуальные трудовые споры как споры юридического характера, возникающие в связи с применением и толкованием действующих юридических норм, именуются конфликтами права.
Индивидуальные трудовые споры возникают, в большинстве случаев, из трудовых правоотношений. Коллективные споры могут возникнуть из следующих правоотношений, производных от трудовых: а) правоотношения работников с работодателем (их представителей) по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, иные организационно-управленческие правоотношения; б) правоотношения соответствующих профсоюзных органов с представителями работодателей, как правило, с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления.1
1.2 Виды трудовых споров
1.2.1 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, а также условий трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признаётся спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а так же лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.( ТК РФ ч.5 гл.60 ст.381)
Одной стороной индивидуального трудового спора является отдельный работник.
В КТС, суд может обратиться любой работник независимо от того работает ли он по совместительству или на условиях неполного рабочего дня либо, будучи студентом, принят на работу по трудовому договору.
Другой стороной спора является работодатель: организация (юридическое лицо), от имени которой выступает руководитель, иной орган управления (администрация) либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке без образования юридического лица.
Предметом индивидуального трудового спора, является требование работника о восстановлении или признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных актов, коллективного договора, соглашения, а также условий его трудового договора.
Это могут быть споры о переводе на другую работу, изменении существенных условий труда, оплате труда, времени отдыха, восстановлении на работе и т.д.
Работнику следует обращаться в юрисдикционный орган в сроки, установленные в законе: до истечения трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении работник может обратиться в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. С момента обращения работника в соответствующий орган возникает индивидуальный трудовой спор.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ТК РФ (гл.60).
КТС по своей правовой природе является выборным органом работников. Образование, компетенция, сроки и порядок работы, исполнение решений КТС предусмотрены ст.384 - 389 ТК РФ. Члены КТС избираются на общем собрании (конференции) работников организации (предприятия) с числом работающих не менее 15 человек. Избранными считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на собрании (конференции). Общему собранию (конференции) предоставлены широкие права: оно принимает решение о порядке избрания, численности и составе КТС, сроке ее полномочий. По решению общего собрания (конференции) работников организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам и в структурных подразделениях. Эти комиссии избираются работниками структурных подразделений, действуют на тех же основаниях, что и КТС организации, но рассматривают трудовые споры в пределах полномочий указанных подразделений.
КТС организации и КТС структурных подразделений автономны, они не подконтрольны и не подчинены друг другу и функционируют самостоятельно.
КТС избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.
КТС является обязательным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, для которых ТК и иными федеральными законом установлен иной порядок их рассмотрения (ТК РФ ч. 1 ст.385). КТС рассматривает споры между работником и работодателем (администрацией), возникающие по вопросам применения нормативных актов о труде, коллективного договора, других соглашений о труде, а также условий трудового спора.
2
Вопрос о подведомственности того или иного спора КТС решается на ее заседании. Установив, что спор не входит в ее компетенцию, комиссия выносит об этом соответствующее решение.
В то же время суд не может принимать к своему производству подведомственные КТС споры, если они не были ею рассмотрены. Данный отказ не препятствует вторичному обращению в суд с заявлением по тому же трудовому спору, если будет устранено допущенное нарушение, то есть после рассмотрения трудового спора в КТС.
Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск этого срока не означает, что заявление работника не будет принято и спор не подлежит рассмотрению. Если срок пропущен по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу(ТК РФ ст.386). Уважительность причин пропуска указанного срока оценивается самой комиссией на ее заседании. Уважительными причинами признаются, например, болезнь работника, служебная командировка, отпуск и др.
КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течении десяти календарных дней со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению работника. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии его заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.(ТК РФ ст.387)3
При этом сроки рассмотрения спора в КТС исчисляются с момента подачи второго заявления, но с учетом трехмесячного срока, установленного для обращения в КТС.
КТС имеет право вызвать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюза, действующих в организации. По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы. Заседания КТС проводятся открыто, на них могут присутствовать работники организации (предприятия).
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины избранных в ее состав членов. Руководит заседание председатель или его заместитель, а протокол заседания комиссии ведет секретарь КТС. В протоколе отражаются ход рассмотрения спора и все возникающие вопросы, как, например, ходатайства сторон, их аргументация, выступления свидетелей, экспертов, оценка письменных доказательств и других данных по рассматриваемому спору.