Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 4 Работу выполнил(а) студент(ка) Агеева Т. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т. д

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века до н. э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399 году до н. э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и
вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства — те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый — традиционный — фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций — «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

Вопрос №3: Основные идеи гносеологии И. Канта.



В широком понимании, гносеология(от греч. gnosis – знание; logos - учение) это учение о познании, его основаниях, возможностях и границах. Другими словами - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект - объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксеопознавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Огромное значение для нее представляют именно работы Иммануила Канта, являвшегося преимущественно гносеологом.



Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в прусском городе Кенигсберге в Германии в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами, что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. Помимо средней школы Кант закончил Коллегиум Фридерицианум (Collegium Fridericianum) - государственную церковную гимназию (латинское отделение) а также был студентом Кенигсбергского университета. После окончания учебы Кант работал преподавателем в различных учебных заведениях. Творческую деятельность Иммануила Канта исследователи разделяют на два периода. Первый из них - это период Ранний, Научный, Дофилософский или Докритический. Это время посвящено Кантом исключительно научным трудам, которых ученый написал немало, не смотря на то, что вошел он в историю, прежде всего, как Философ. Кантом написано огромное количество научных сочинений: в 1747 году двадцатитрехлетний ученый опубликовал свой первый научный труд: "Мысли об истинной оценке живых сил" (Gedanken von der wahren Schatzung der lebendigen Krafte). В 1775 году была опубликована докторская диссертация "Об огне" (De Igne) и работа на латинском языке "Новое объяснение первых основ метафизического знания" (Principiorum Primorum Cognitionis Metaphysicae Nova Dilucidatio). В это же время он написал ряд работ по физике, астрономии и математике, заложив основы Канто-лаплассовской теории происхождения Солнечной системы. Кант раскрыл сущность приливов/отливов и доказал тормозное действие Луны на вращение Земли вокруг своей оси и так далее. Второй период в жизни Иммануила Канта обычно называют периодом философской деятельности или Критическим. Он открывается публикацией классических философских произведений, название большинства из которых начиналось со слова "Критика". В 1781 году публикуется его первая знаменитая работа: "Критика чистого разума" (Kritik der reinen Vernunft). Потом, в 1785 году - его работа "Основоположения к метафизике нравов" (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten), в 1790 - "Критика практического разума (Kritik der praktischen Vernunft) и "Критика способности суждений"(Kritik der Urtheilskraft); в 1793 году - "Религия в пределах только разума". Помимо того Кант написал ряд других значительных философских работ. Умер Кант в восьмидесятилетнем возрасте 12 февраля 1804 года.

Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейших вопроса:
 

1.Что я могу знать?

2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? 
3. На что я могу надеяться?

Свои собственные взгляды он решил изложить в виде критического рассмотрения взглядов на познание своих предшественников. Отсюда название его основных философских произведений, начинающихся со слова «Критика».

Содержательность гносеологии Канта выражается, в частности, в том, что она является не просто скептической, а именно агностицистской. Границу между этими двумя позициями можно провести по той линии, что чистый скептицизм ничего не утверждает, но лишь всё подвергает сомнению, тогда как агностицизм основывается на некоторых предварительных утверждениях о сущности познания. Скептик покушается на одну только достоверность знаний, а агностик — прямиком на их истинность.

Знания на деле признаются Кантом продуктами переработки материала ощущений по правилам, которые абсолютно потусторонни реальному миру. Оттого-то и оказывается невозможным утверждать, что получающиеся в результате такой переработки продукты-знания адекватно отражают реальность, что наши выработанные таким манером представления представляют нам объекты (и даже сам рассудок как объект) такими, каковы они на самом деле.

Агностицизм Канта опирается не на мысль о зависимости объекта познания от искажающих воздействий субъекта, а как на представление об их (объекта и субъекта) определённой независимости друг от друга, выражающейся в двух формах:

  • неполной данности объекта субъекту, связанной с особым пониманием природы объекта,

  • неадекватности отражения объекта субъектом, связанной с особым пониманием природы субъекта.

Речь идёт не о реальной взаимной автономии объектов и субъектов познания, а именно о таких её (воображаемых) формах, которые негативно сказываются на оценке истинности продуктов познания — знаний. Все объекты познания, разумеется, гносеологически противостоят его субъектам (даже тогда, когда мы познаём своё "я"), ибо без такого противопоставления познание просто невозможно; большинство объектов, помимо того, ещё и онтологически самостоятельны, то есть существуют сами по себе — в том смысле, что их реальное существование в их определённости (присущего им некоего комплекса свойств, способностей к определённым действиям) не зависит от того, познаёт ли их кто-либо или нет.


Прежде чем начать что-либо познавать, писал Кант, надо исследовать сам инструмент познания и его возможности: исследовать особенности и возможности человеческого сознания во всех его аспектах. Кант в отличие от своих предшественников поставил себе задачу создать научную, теоретически и практически доказуемую, теорию познания. «Метод познания должен быть научным в противоположность "естественному" методу, которым здоровый человеческий рассудок владеет сам по себе. Научный метод не преследует ни догматических, ни скептических целей… Этот путь есть максима, согласно которой ничего не следует принимать за истину, кроме как только после полной проверки принципов». (Размышления о метафизике - Reflexionen zur Metaphysik, XV111, 293).

Кант считал, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы; а второй – в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. «Доныне полагали, - пишет он, - что всё наше познание должно соответствовать предметам ... Быть может, стоит, поэтому попытаться, не выполним ли мы задачу метафизики лучше, если предположим, что предметы должны соответствовать нашему познанию».


Список использованной литературы:





  1. Журнал «Самиздат». http://samlib.ru

  2. Философия Канта кратко. http://rushist.com

  3. Философия. Современная философия. http://www.grandars.ru/

  4. Он-лайн библиотека. http://www.plam.ru/