ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 1.4
Цель: закрепить знания об особенностях организации занятий, способствующих развитию различных форм общения детей дошкольного возраста, сформировать умение применять полученные знания в процессе педагогической деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Разработайте конспект занятия, направленного на формирование внеситуативно-познавательной формы общения дошкольника со взрослым. Конспект занятия должен содержать цель, возраст ребенка, специальные условия (при необходимости) и содержание занятия.
М. И. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет — общение ребенка со взрослым — и разработала его концепцию, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность, имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Предметом деятельности общения является другой человек — партнер по общению.
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.
Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные.
Средствами общения являются те операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.
На разных этапах развития ребенка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения. Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами:
1) время возникновения данной формы;
2) основное содержание потребности в общении, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;
3) главные мотивы, побуждающие ребенка на этом этапе к общению со взрослыми;
4) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребенка со взрослым.
В результате исследований были выделены четыре основные формы общения, характерные для детей определенного возраста: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.
Задание 2. Разработайте конспект занятия, направленного на формирование внеситуативно-личностной формы общения дошкольника со взрослым. Конспект занятия должен содержать цель, возраст ребенка, специальные условия (при необходимости) и содержание занятия.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о дружбе, ее социальной
значимости.
Задачи:
- обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена);
- развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание,
доброжелательные отношения;
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание
поддерживать друзей, заботится о них;
Подготовительная часть:
Воспитатель: Давайте мы с вами встанем в круг и поздороваемся, передавая
мягкое сердечко, и называя друг друга ласково по имени.
Молодцы. Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, передо мной
опустился листочек, но не простой. Это было письмо от лесной феи и в нем
говорится, что одному деревцу нужна наша помощь. Злая колдунья
околдовала его, и оно забыло о том, что такое дружба и теперь не цветет,
и птицы не вьют на нем свои гнезда. Раньше каждую весну, по закону
природы, у него появлялись листочки, оно цвело и благоухало, а дикие пчелы
собирали чудный мед с его цветов. Всем было хорошо. А сейчас у дерева нет
друзей. Как вы думаете, хорошо или плохо, жить без друзей? Почему?
Дети: С друзьями жить хорошо, потому что друзья помогают друг другу,
поддерживают, всегда придут на помощь.
Воспитатель: Посмотрите, лесная фея перенесла это дерево к нам в группу.
Ему очень грустно, на сегодняшний день у него совсем нет друзей.
Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело?
Дети: Да, мы очень хотим, чтобы дерево расцвело.
Воспитатель: Готовы?
Дети: Да, мы готовы.
Воспитатель: Тогда
давайте для начала мы с вами поучимся действовать
вместе, сообща, потому, что если мы вместе, нам под силу преодолеть любые
препятствия.
Возьмитесь за руки друзья!
И скажу всем не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить!
Посмотрите, ребята, сейчас вы держите за руку своего друга. Именно руки
ваших друзей будут сегодня вашими помощниками и опорой на занятии.
Основная часть:
Первый секрет дружбы.
Воспитатель: Молодцы! Хотите узнать первый дружбы секрет?
Дети: Да, мы очень хотим узнать первый секрет дружбы.
Воспитатель: Тогда давайте вместе послушаем песенки. Звучит песня «От улыбки».
Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Дети: Дружба начинается с улыбки.
Воспитатель: Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто
вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее
общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Дети: Приятно общаться с человеком, который улыбается.
Воспитатель: Правильно, поэтому давайте улыбнемся друг другу и
улыбнемся нашему дереву, ведь мы хотим быть друзьями!
Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?
Дети: Первый секрет называется - улыбка.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а вот и первый цветок, посмотрите, какой
он красивый. Давайте подарим его нашему дереву?
Дети: Да, давайте его повесим на наше дерево.
Второй секрет дружбы.
Воспитатель: Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети:
«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги».
«Друзья познаются в беде».
«Дружба золота дороже».
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Воспитатель: Как вы думаете, в чем второй секрет дружбы?
Дети: Дружба должна расти
Воспитатель: Верно, дружба должна расти. И второй секрет мы разгадали.
Повесим этот цветок на дерево?
Дети: Да, повесим и этот нежный цветочек на дерево.
Третий секрет дружбы.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть картинки, которые расскажут вам
одну историю. (Картинки о ссоре друзей).
Воспитатель: А что вы видите на этих картинках?
Дети: На этих картинках, мальчики и девочки кричат друг на друга,
отбирают игрушки, становятся злыми.
Воспитатель: Ребята вы правильно поняли ситуацию, и как, по-вашему
можно сказать об этой истории?
Дети: Ссора разрушает дружбу.
Воспитатель: А что же укрепляет дружбу?
Дети: Дружбу укрепляет доброе отношение, понимание и желание все
делить со своими друзьями
Воспитатель: Правильно, вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Этот
секрет называется «Мир». И еще один цветок появляется у нашего дерева.
Четвертый секрет дружбы.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте рассмотрим картинки с эмоциями.
Ребята, какое настроение вы видите на картинках?
Дети: На этих картинках мы видим гнев, печаль, радость, удивление.
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, с человеком, у которого какое
выражение лица вы хотели бы дружить?
Дети: Нет, не хотели бы дружить
Воспитатель: Почему?
Дети: Не хотели бы дружить, потому что, всегда хочется играть и общаться
с теми, кто радостный, веселый.
Воспитатель: Но ведь и у друга бывает плохое настроение, и очень важно
не быть равнодушным к печали или грусти своих друзей, мы должны
делиться с ними радостью.
А сейчас давайте немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки,
растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец
левой руки, остальные пальцы сжаты)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец
отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)
А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной
кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями,
чуть согну-тые пальцы постукивают по тем же пальцам другой
руки - как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу).
Воспитатель: Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу?
Дети: По отношению к другу надо быть добрым, ласковым, весёлым.
Воспитатель: Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Называется этот
секрет - Доброта. И еще один цветок расцветет на нашем дереве. Повесьте
его.
Пятый секрет дружбы.
Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
Послушайте одну историю.
Однажды Илюша пришел в гости к Сереже. А у Сережи была красивая
фарфоровая свиристель, которую он дал поиграть своему другу. Илюша
уронил свиристель на пол, и она разбилась. А когда родители Сережи
увидели разбитую игрушку, очень расстроились, и не разобравшись в
ситуации, наказали Сережу. А Илюша, как честный мальчик рассказал, как
все произошло, извинился и попросил не наказывать Сережу, так как он был
не виноват.
А теперь дорогие ребята скажите, какое качество проявил Илюша.
Дети: Илюша проявил честность, толерантность.
Воспитатель: Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как
назовем этот секрет?
Дети: Этот секрет мы назовем - честность.
Воспитатель: Давайте и его повесим его на дерево. Посмотрите, какое у нас
разноцветное и прекрасное дерево.
Заключительная часть:
Воспитатель: Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело
оно. И теперь вновь веселые песни птиц будут разноситься с его ветвей. Чем
мы сегодня занимались?
Дети: Мы сегодня сделали великое дело, расколдовали наше дерево и
вернули ему друзей. А главное, мы теперь знаем секреты дружбы.
Воспитатель: Ребята, запомните их и пусть они помогут вам сберечь свою
дружбу!