Файл: Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Гимнастика



Оглавление
Введение

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

2. Виды гимнастики и их классификация

2.1. Общеразвивающие вид гимнастики

2.2. Спортивные виды гимнастики

2.3. Прикладные виды гимнастики

Заключение

Список использованной литературы



Введение



Гимнастика на современном этапе сло­жилась как стройная система методов и средств, направлен­ных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматрива­ющими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

  • определить место гимнастики в системе физического воспитания;

  • рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;

  • изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;

  • проанализировать значение прикладных видов гимнастики.


1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занима­лись дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исто­рических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.


В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспита­ния людей и занимает в ней важное место. Она по­пулярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, да­же очень сложными, упражнениями, которые есть в современ­ной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любо­му человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наря­ду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занима­ются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, кол­лективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художест­венной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со­вершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правиль­ной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гиб­кости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выра­зительности движений; вооружать учащихся знаниями, уме­ниями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.



3. Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, на­стойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициатив­ности».1

2. Виды гимнастики и их классификация
Все великое много­образие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и при­кладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными зада­чами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе — с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной тео­рии и методики ее практического применения.

Существующие ныне виды гимнастики отличаются частны­ми целями и задачами, специфическими упражнениями и ме­тодическими приемами.
2.1. Общеразвивающие вид гимнастики
К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая.

«Основная гимнастика направлена на всестороннее разви­тие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упраж­нения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических сна­рядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки».2

Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд раз­новидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольно­го возраста (3—7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укреп­ление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выра­ботка первоначальных навыков личной и общественной гиги­ены.

Учитель должен учитывать физические возможности де­тей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития ра­стущего организма. В связи с особенностями развития скеле­та, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений—общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, рав­новесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки органи­зованного поведения в коллективе.


Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практиче­ской деятельности.

Наряду с урочной формой в школьном режиме дня преду­смотрена гимнастика до занятий. Цель ее — организовать уча­щихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.

В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст под­разделяется на три периода:

а) младший школьный возраст—от 7 до 9 лет (I— III классы);

б) средний школьный возраст—от 10 до 14 лет (IV— VIII классы);

в) старший школьный возраст—от 15 до 16 лет (IX— Х классы).

В каждой из этих возрастных групп используются различ­ные средства и методы физического воспитания.

Атлетической гимна­стикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она раз­вивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

«Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие уп­ражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, на­бивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, ган­тели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на сту­ле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах мас­сового типа и гимнастических снарядах.

В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая».1

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражне­ниями без предметов. Упражнения для развития силы и уве­личения объема мускулов должны сочетаться с упражнения­ми, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения — с бегом на короткие и длинные дистанции.

Цель гигиенической гимнастики — укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигие­ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работ­никам умственного и физического труда. В состав гигиениче­ской гимнастики входят физические упражнения, водные про­цедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь мето­дической литературой, советами учителя и указаниями, ко­торыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по ра­дио и телевидению.


Если ею заниматься систематически, она приносит боль­шую пользу — укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибко­сти тела, формированию и сохранению правильной осанки, по­вышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики — индивидуальная и групповая.

Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых, доступных каждому, физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руковод­ством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, шко­лах, вузах, воинских частях, общежитиях и т. д.

В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие уп­ражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, фор­мирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организ­ма в целом.

Упражнения гигиенической гимнастики методически оформ­ляются в виде комплексов из 5—6 упражнений, каждое из ко­торых повторяется несколько раз. Изменение количества пов­торений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.
2.2. Спортивные виды гимнастики
К спортивным видам гим­настики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой попу­лярностью в нашей стране и за рубежом.

«Спортивная гимнастика является наиболее массо­вым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчер­паемое число постоянно новых и интересных упражнений де­лают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвиже­ние вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,— все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.

Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высо­кой степени совершенства, технику исполнения — до уровня мастерства».1

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражне­ния, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское — вольные упражнения, упраж­нения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований — Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, уни­версиад.