Файл: Криминогенная сущность личность понятие и психологические составляющие.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Саратовская государственная юридическая академия
Кафедра правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики
Реферат на тему:
Криминогенная сущность личность: понятие и психологические составляющие
Выполнил:
Саратов – 2023
Оглавление
Введение 2
1. Понятие криминогенной личности 4
2. Основные факторы, способствующие формированию криминогенной личности 6
3. Процесс формирования криминогенной личности 11
4. Типология криминогенной личности 15
Заключение 20
Список литературы: 22
Введение
Личность человека, совершившего преступление, является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами различных отраслей знаний — криминологии, социологии, психологии, психиатрии и т.д. Однако главная роль в изучении личности преступника принадлежит, на мой взгляд, криминологии.
В криминологии существует несколько различных определений для обозначения лица, совершившего преступление – «личность преступника», «криминальная личность», «криминогенная личность».
Моя реферат посвящен изучению такого понятия как криминогенная личность.
Понятие «криминогенная личность» сравнительно недавно вошло в научный оборот юридической науки. Означает оно существование определенного специфического типа личности, который отличается от иных социальных типов и обладает характеристиками, обусловливающими большую вероятность преступного поведения в определенных условиях.
Теоретически существование особого типа личности, совершающей преступления, было обосновано в криминологической литературе в начале 60-х гг… Эксперименты по распознаванию образа преступника в 60-е и особенно 70-80-е гг. подтвердили существование определенного социального типа личности, которому присущ комплекс содержательных социально обусловленных характеристик, отличных от характеристик законопослушной личности, типичных для многих из тех, кто совершает преступления, и определяющих (по сравнению с другими типами личности) вероятность преступного поведения.
Актуальность данной темы выражается в том, что изучение криминогенного типа личности необходимо для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, позволяя своевременно оказывать положительное влияние на личность и на ее социальную среду.
Целью работы является исследование криминогенной личности.
В связи с этой целью, были поставлены следующие основные задачи работы:
1) дать определение понятия «криминогенная личность»;
2) определить основные факторы, способствующие формированию криминогенной личности;
3) проследить процесс формирования криминогенной личности, изучить его стадии и особенности;
4) рассмотреть различные типологии криминогенной личности.
1. Понятие криминогенной личности
Понятие «криминогенная личность» сравнительно недавно вошло в научный оборот юридической науки. Для того чтобы определить что оно означает, обратимся к таким схожим понятиям как «личность преступника» и «криминальная личность».
Наиболее распространенным является определение личности преступника как совокупности свойств и качеств человека, которые при определенных ситуативных обстоятельствах или помимо них приводят к совершению преступления.
В данном определении личности преступника в качестве существенной характеристики выступает совокупность свойств и качеств человека. Именно эта совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает преступление, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.
Таким образом, в указанном определении акцент делается именно на особенностях личностной характеристики преступника, которая определяет формирование криминальных мотивов и обусловливает выбор преступной цели и способа ее достижения.
«Личность преступника» — понятие, выражающее такое состояние личности, существование которого ограничено во времени.
Начальный момент существования личности преступника совпадает со временем совершения преступления. Пока нет преступления, нет и личности преступника. Таким образом, о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения судимости.
Понятие криминальной личности в содержательном аспекте не отличается от вышеприведенного, так как в нем подчеркивается, что вероятность совершения преступления реализуется только в процессе взаимодействия свойств такой личности с определенными социальными условиями.
Оба понятия (личность преступника и криминальная личность) характеризуют субъекта, совершившего преступление. Они применимы к нему после совершения преступления и до окончания мер уголовно-правового характера. Но человек как личность существовал и до момента совершения преступления, и продолжает им оставаться после исполнения уголовного наказания. Поэтому сейчас все чаще стало употребляться понятие – «криминогенная личность». Оно применимо к человеку до совершения преступления, поскольку преступное деяние субъективно обусловлено, и действует после реализации уголовно-правовой ответственности, так как существует рецидив, опять же в значительной степени связанный с особенностями личностной характеристики преступника.
Криминогенная личность характеризуется совокупностью свойств и качеств субъекта, указывающих на предрасположенность к совершению преступления и его повторению.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение: криминогенная личность – лицо, обладающее целостным комплексом приобретенных, относительно устойчивых негативных свойств личности, предопределяющих с высокой степенью вероятности криминальное поведение.
2. Основные факторы, способствующие формированию криминогенной личности
Как было сказано выше, криминогенная личность – лицо, обладающее целостным комплексом приобретенных, относительно устойчивых негативных свойств личности, предопределяющих с высокой степенью вероятности криминальное поведение.
Именно этот комплекс негативных свойств личности предопределяет совершение ею преступления. Однако в реальной жизни есть немало людей, которым свойственны негативные черты и свойства, но они не совершают преступных действий. Почему это происходит? Исчерпывающий ответ на этот вопрос криминологическая наука пока дать не может. Но ученые полагают, что у преступника такие негативные свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества – способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности.
Исследования, проведенные под руководством проф. А.И.Долговой, показали, что тип криминогенной личности отличают следующие компоненты в их совокупности:
-
формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи); -
наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после принятия установленных мер воздействия; -
отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства; -
отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения, выработка социально-психологических механизмов самозащиты; -
активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т.п.
Таким образом, с точки зрения содержания криминогенная личность представляет собой комбинацию сформированных у человека социально-нравственных черт и его биопсихических особенностей, причем комбинацию с критической массой, которая порождает новое качество – действовать противоправным путем. Отсюда следует, что криминогенность есть свойство не врожденное, а приобретенное в процессе взаимодействия негативной среды с индивидуальными особенностями человека.
Другими словами, совокупность личностных качеств, обусловливающих преступное поведение, появляется не в момент его совершения, а складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида.
Если анализировать причины преступности отдельного человека, то среди них можно выделить две группы факторов: во-первых, это криминогенные факторы окружающей его среды, во-вторых, это психологические особенности самого человека.
Таким образом, формирование криминогенных свойств личности происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. Обращаясь к условиям негативного формирования личности, мы рассматриваем индивидуализированный вариант совокупного влияния макро- и микросреды на конкретного субъекта. К явлениям макросреды относятся крупномасштабные противоречия экономического развития, политической ситуации и т. д. применительно к стране в целом или отдельным ее регионам. Микросреде в механизме формирования личности принадлежит особая роль. Формирующие воздействия макросреды как бы проходят через фильтр микросреды.
Основные элементы микросреды, наиболее активно влияющие на формирование личности, включают: семью, ближайшее окружение, неформальные группы, образовательные и производственные коллективы.
Безусловно, центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).
Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных социально-нравственных черт и психологических особенностей человека, также необходимо отнести:
-
отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); -
упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); -
недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); -
отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).
Ко второй группе факторов, способствующих формированию криминогенной личности можно отнести ее психические свойства, образующие внутреннюю – психологическую – основу личности в порождении преступного поведения.
Никакие внешние обстоятельства не могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, если они не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностью к волевому поведению (А.Р. Ратинов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев и др.). Происхождение преступного поведения заключается в формировании у индивида состояния психологической готовности к поведенческому акту в форме общественно опасных действий либо бездействия. В процессе формирования этой готовности индивид личностно своеобразно воспринимает и оценивает внешние условия, испытывает личностно характерные для него побуждения (мотивы), определяет личностно приемлемый способ и цель действий. Принятая цель достигается им благодаря сложившимся в жизненном опыте навыкам, умениям, способностям, которые представляют собой также личностные образования. Таким образом, в процессе порождения преступного поведения особенности личности обусловливают индивидуально своеобразное восприятие внешних условий, мотивообразование, целеполагание и исполнительную регуляцию поведения.