Файл: 1. Особенности и периодизация философии Древней Индии 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чарвака–локаята – основное течение древнеиндийского материализма. Сочинения создателей самого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним брахманистско–индуитской традиции их работы считались еретическими, не воспроизводились и даже уничтожались. Мифологический основатель школы – мудрец Брахиспати.

Чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана – Брахмана, и по существу строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Словно как бы единственно трезвые среди пленных чарваки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, котором мы живем как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания. Поэтому чарвака-локаята и адвайта-веданта абсолютно противоположны.

Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды страдают пороками – лживостью, противоречивостью, многословием [4].

Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: «Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.

Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала – махабхуты, великие сути): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый – эфир.

Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью – свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно
было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.

Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм – религиозно-философская школа , проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» – нирваны. Буддизм возник как оппозиция кастовому строю.

В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя штата Магадха. Именно этот человек становится Буддой (просветленным) путем уединения и самоистязания [3].

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Основные идеи буддизма:

  • мир представляет собой океан скорби и страданий, которые всегда будут вокруг нас;

  • причина всех страданий – эгоистичные желания каждого отдельно взятого человека;

  • чтобы достичь просветления и избавиться от страданий, необходимо избавиться в первую очередь от желаний и эгоизма внутри нас. Многие скептики говорят, что такое состояние приравнивается к смерти. В буддизме оно называется нирваной и представляет собой блаженство, свободу мысли, освобождение;

  • нужно следить за своими мыслями, которые являются первопричиной любых бед, за своими словами, которые приводят к действиям, за поступками.

Буддизм признает первенство потока жизни, то есть то, что жизнь существовала всегда, и не только после эмпирически данного факта человеческого рождения. Для современного человека, который верит в конечность своего существования, этот тезис неочевиден, поэтому он склонен приписывать буддизму догматическую веру в эту позицию. Однако это не так. Для восточного человека вера в первичность жизни – не догма, а предрефлексивная предпосылка-самоочевидность [3].



Привязанность к существованию (тришна) является причиной постоянного перерождения, перехода после смерти одного состояния в другое; мир – это непрерывное перерождение, известное как сансара: «Истинная сущность ее пустоты, ее обмана, признак ее мучений и рождения». Накопленная карма – эквивалент суммы человеческих действий – определяет его посмертную судьбу. Карма, решающая проблемы теодицеи, является основной причиной и универсальным объяснительным инструментом для всего. Все способы улучшить карму направлены на обеспечение наилучшего возможного следующего перерождения, но в конечном итоге – на преодоление воли к жизни.

Нирвана предполагает полное исчезновение Дхарма, освобождение от любой связи с существованием в любом из миров, несовместимость с любым другим состоянием.

Страдание в буддизме не является выражением пессимизма или усталости от жизни стареющей цивилизации: это фундаментальный тезис всеобъемлющей идеи, поскольку нет другого опыта, столь же универсального. Не все живые существа являются живыми существами, и не все живые существа достигают уровня, на котором эта способность достигает своей собственной природы и значения; но все живые существа страдают, потому что все они подвержены старости, болезням и смерти. Этот опыт формирует связь между существами, которые иначе имели бы мало общего; это мост, соединяющий человека с животным миром, это основа всеобщего братства [3].

Таким образом, настика – оппозиционное направление философии Древней Индии, подвергающее сомнению авторитет Вед. К настике относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.

Заключение



Таким образом, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Философия в Индии положила начало появлению философских индийских познаний, возникших до нашей эры в середине I тысячелетия. Первоначальные «шаги» человека в попытке осмыслить себя, окружающий мир и космическое пространство, живую и неживую природу бытия, привели к прогрессу в развитии ума человека, осознанности и разума, способствовали эволюции и разграничению с природой.

Основные положения философии Древней Индии: совершенствование внутреннего мира человека, желание предостеречь от ошибок, ведущих к страданиям, искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной, восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков, неведение – источник всех человеческих страданий, а знание – обязательное условие спасения каждого, постижение знаний длительным сознательным погружением, подчинение слабостей и страстей разуму – единственному пути к спасению.


Неортодоксальные школы (настика) не основаны на древних «Ведах». Это: буддизм, чарвака-Локаята, джайнизм. Приверженцы этой школы – атеисты, однако джайская и буддийская школа исповедуют астику, веря в существование жизни после смерти.

Джайнизм – это вера в истину, реальную природу вещей. Это аскетическая религия, рассматривает образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей.

Буддизм – это официальная религия. Основатель – Сиддхартха или Будда, т.е. просветленный. Философское понимание школы – просветление, достижение нирваны, то есть состояния полного покоя и невозмутимости.

Чарвака (Локаята) – школа мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в разном сочетании. После смерти, элементы распадаются и соединяются со своими собратьями в природе. По мнению данной школы, существует только материальный мир.

Список литературы





  1. Грачкова К.А. Концепция сакрального пространства в джайнизме // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 1 (54). С. 10-16.

  2. Григорян Д.А., Татулян В.А., Ничойишакийе Ж.П. Философия древней Индии // Вестник науки. 2022. Т. 2. № 6 (51). С. 210-216.

  3. Захарова О.Д. Особенности происхождения, вероучения и ритуалы джайнизма // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы XV научной конференции с международным участием. Москва, 2020. С. 47-50.

  4. Зуева С.А. Философия древней и современной Индии // Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания. Сборник научных трудов VII студенческой научно-практической конференции. Кинель, 2021. С. 65-70.

  5. Кодоркин И. Зарождение философии в странах Древнего Востока // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2019. С. 338-340.

  6. Павленко А.В. Философия древней Индии и современность // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.Н. Тарасов, Д.А. Беляев, Ю.В. Караваева [и др.]. Липецк, 2021. С. 113-116.