Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Травмы, встречающиеся при занятиях баскетболом
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Травмы, наиболее часто встречающиеся у лиц занимающихся баскетболом
. Особенности опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста
. Характеристика игровой деятельности баскетболиста и причины возникновения травм в занятиях баскетболом
.1 Характеристика игровой деятельности баскетболиста
.2 Причины возникновения травм на занятиях баскетболом
. Профилактика травматизма на занятиях баскетболом
.1 Основные средства профилактики травматизма
.2 Вспомогательные средства профилактики травматизма
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол - это подвижный, контактный вид спорта, где важно быстро реагировать, быстро двигаться: прыгать, наклоняться, совершать броски, ставить блоки. Баскетбол был придуман случайно в 1891 учителем физкультуры Джеймсом Найсмитом, для игры он использовал 2 корзины от персиков и футбольный мяч. Современный энергичный баскетбол не имеет ничего общего с первоначальной версией игры. Теперь в баскетболе свои правила и свои специфические травмы , без которых не обходится ни один вид спорта. В современном спорте высших достижений, вообще, и баскетболе, в частности, наметились новые тенденции совершенствования технологии управления учебно-тренировочным процессом и профилактики травматизма, основанные на усилении значимости общей физической подготовленности спортсменов.
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к физическому состоянию спортсмена. Динамические нагрузки, которые испытывает баскетболист в процессе соревновательной деятельности, носят разрушающий характер. Постоянные прыжки, борьба за мяч под щитом, игровые столкновения испытывают на прочность суставы, мышцы и связки баскетболиста. И если какое-нибудь физиологическое звено тела баскетболиста не приспособлено к такой нагрузке, случаются очень тяжелые травмы: разрыв мениска или ахиллового сухожилия; растяжения паховых мышц; повреждения голеностопного, коленного и тазобедренного суставов; разрывы связок и мышц других звеньев тела. Такие травмы надолго выводят баскетболистов из строя. Многомесячное лечение отрицательно сказывается на игровой практике спортсмена, а в некоторых случаях баскетболист вынужден в расцвете сил покинуть спорт из-за тяжелой травмы.
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы. Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
Актуальность исследования. В настоящее время подготовка юных баскетболистов не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Баскетбол - контактная, спортивная игра. По вероятности получения спортивной травмы, входит в десятку опасных видов спорта. Уступает только восточным единоборствам, боксу, горным лыжам, мотогонкам. Наиболее частые виды травм - повреждения пальцев. Это переломы, вывихи.
Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки.
Цель работы - охарактеризовать травмы в баскетболе на различных этапах подготовки.
Объект исследования - особенности травматизма детей школьного возраста специализирующихся в баскетболе.
Предмет исследования - характеристика травм в баскетболе на различных этапах подготовки.
Задачи исследования:
. Охарактеризовать травмы, наиболее часто встречающиеся у лиц занимающихся баскетболом;
. Рассмотреть особенности опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста;
. Дать характеристику игровой деятельности баскетболиста и причины возникновения травм в занятиях баскетболом;
. Изучить профилактику травматизма на занятиях баскетболом.
1. ТРАВМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ЛИЦ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОСОБЫ ИХ ЛЕЧЕНИЯ
Самые частые виды травм - растяжение, разрывы, переломы сухожилий и связок, ушибы. Чаще всего травмы случаются на лодыжках и коленях. Каждый баскетболист хотя бы раз в своей карьере пережил растяжение связок голеностопного сустава, травмы коленного сустава.
Растяжение связок голеностопного сустава или вывих ноги. Подобное повреждение случается при неудачных прыжках, когда стопа спортсмена подворачивается внутрь или наружу. В баскетболе правильное положение стопы - пятка выше носка, чтобы смягчить удар при приземлении. Но именно это положение делает стопу неустойчивой и повышает вероятность получения травмы.
Симптомы растяжения:
• боль в голеностопном суставе
• нарастающий отек
• кровоподтек (синяк)
• чувствительность
• повышение температуры в области травмированного участка
Лечение:
Проводится обследование травмированного сустава и устанавливается тяжесть травмы. Ноге нужно дать полный покой, первые двое суток после травмы следует лежать с вытянутой выше уровня тела ногой, прикладывать лед и компрессы.
Ахиллотендинит - разрыв ахиллового сухожилия. При резком прыжке или резком рывке, при неудачном приземлении на твердую поверхность ахиллово сухожилие подвержено максимальной нагрузке. Часто случается разрыв или надрыв ахиллового сухожилия, что сопровождается острой и резкой болью, спортсмен не может стать на поврежденную ногу.
Симптомы:
• острая боль
• отек
• покраснение
Лечение:
• полный покой
• лечение холодом
• противовоспалительные препараты
• реабилитация
Если разрыв сухожилия не лечить, может развиться хроническая травма, которая может привести к полному разрыву связки.
Тендинит коленного сустава. Тендинит - воспаление связки, соединяющей коленную чашечку и большеберцовую кость. Связка надколенника участвует в выполнении функции выпрямления колена. Тендинит коленного сустава у баскетболистов возникает при постоянных нагрузках на связку надколенника. При прыжках и приземлениях возникают микроразрывы.
Симптомы:
• Боль в области связки надколенника
Лечение:
• полный покой
• противовоспалительные препараты
• растяжка связок надколенника
• лечение
Травмы мениска. Мениски коленного сустава - хрящевые прокладки, которые стабилизируют сустав, при движении мениски сжимаются, а их форма изменяется. Из-за неправильного положения стопы игрока большинство нагрузок в баскетболе приходится на колено. При резком разгибании коленного сустава из согнутого положения или при ударе сустава может произойти травма мениска, разрыв мениска или отрыв мениска от мест крепления.
Симптомы:
• боль в районе коленного сустава
• резкое ограничение движений при разгибании
• гемартроз (кровоизлияние в полость сустава)
Лечение:
Может понадобиться хирургическое вмешательство. В основном лечение строится на длительной реабилитации.
Травма передней крестообразной связки. Передняя крестообразная связка (ПКС) регулирует движение кости голени. При разрыве ПКС колено теряет стабильность и может согнуться непредсказуемым образом. Травма обычно возникает:
• при падении или приземлении спортсмена после
• в момент попытки восстановления равновесия
Симптомы:
• ограничение движения из-за боли
• потеря устойчивости в колене
• смещение коленного сустава
• нарастающий отек
Лечение:
В зависимости от степени сложности травмы лечение может быть хирургическим и не хирургическим.
Травмы пальцев и кистей рук. Травмы пальцев рук у баскетболистов возникают при неудачном ведении мяча, при принятии или передачи пасов, при падении, при забрасывании мяча в кольцо, когда пальцы цепляются за сетку. Может случиться повреждение связок или сухожилий, перелом костей пальца, но чаще всего случается вывих .
Симптомы:
• боль в области травмированного участка
• невозможность двигать пальцем
• синяк
• отек
• покраснение
• деформация пальца
Лечение:
При несерьезной травме достаточно накладывать тугую повязку. Также возможно лечение холодом. Для исключения перелома, необходимо сделать рентген.
Стоматологические травмы. При тесном контакте спортсмены получают перелом зубов. Зуб может надломиться или сломаться вместе с корнем.
Симптомы:
• резкая боль
• потеря зубов
• обильное кровотечение
Вывих челюсти. При сильном ударе локтем может произойти вывих нижней челюсти.
Симптомы:
• нижняя челюсть смещается вниз
• возникает отек
• пострадавший не может закрыть рот
• сильная боль
Лечение:
Челюсть нужно вправить, потом челюсть находится в фиксированном положении на протяжении месяца, после чего назначается физиотерапия.
2. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет определенные трудности для всей системы образования и для учащихся в особенности. причем наиболее заметным фактором в этом процессе является состояние здоровья современных школьников.
Обзор состояния здоровья детского населения страны показывает прогрессирующие тенденции роста заболеваемости, снижения уровня здоровья и сокращения продолжительности жизни. Вместе с тем, становится всё более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированных только на лечение, не удастся справиться с обвалом патологии, обрушивающимся на современное поколение. Поэтому необходимы другие, принципиально новые подходы (при сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и лечения заболеваний).
Сохранение и укрепление здоровья школьников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В то же время, ряд причин, среди которых повышенная профессиональная занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов лечебной физической культуры (ЛФК), низкий температурный режим условий Крайнего Севера препятствует своевременной реабилитации школьников.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается более, чем часто. Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на внешний вид ребёнка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой системы, дыхательного аппарата[6].