Файл: Отчет по Учебной практике пм. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты по специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 3052

Скачиваний: 168

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Отчет

по Учебной практике
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
по специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Выполнила: Бакиева Альсина Нурисламовна

студентка группа ПСО108Д

Проверил: Караваев К.В.

________________

Челябинск, 2023г
Содержание



Введение 2

1 Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, назначения пенсий, компенсаций 4

2 Определение права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации 7

3 Определение размера пенсий, расчёт пенсий 11

4 Характеристика пособий, льгот, компенсаций. Правила их назначения. 13

Заключение 16

Список использованных источников 17

Приложения 18


Введение



Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту.  В частности, ст.39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социальной помощи.

1 Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, назначения пенсий, компенсаций




Нормативно-правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определенные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию. Действие нормативно-правового акта - это состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний нормативного акта в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

К нормативно-правовым актам, регулирующим социальное обслуживание и социальное обеспечение относятся:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный Закон от 28.12.13г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

  3. Федеральный Закон от 24.11.1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.)»

  5. Акты международной организации труда о социальном обеспечении;

  6. Международный Пакт об экономических, социальных, культурных правах (1996г.);

  7. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948г.);

  8. Другие федеральные законы и акты.

Большинство ведомственных нормативных актов осуществляют функции конкретизации и детализации конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, постановлений и других нормативных актов Правительства, иными словами, содержат не базовые нормы, а нормы развивающего характера.

Современная система форм ведомственных актов является закрытой и включают:

1) Постановления;

2) Правила;

3) Инструкции;

4) Положения;

5) Приказы;

6) Распоряжения.

  1. Постановление представляет собой широко распространенную разновидность правовых актов. Этот многозначный термин используется для обозначения актов Правительства РФ, прокурора, суда, палат Фед. Собрания, министерств и ведомств федерального уровня и субъектов РФ, муниципальных органов.

  2. Правила представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающие порядок». Они отражают последовательность каких-либо действий. Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Таким образом, правила – нормативный правовой акт детально регулирующий порядок осуществления какой-либо операции, специальной деятельности.

  3. Инструкция – разновидность самостоятельного нормативного акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта.

  4. Положения представляют собой акты, регламентирующие правовой статус органов учреждений, организаций, системы однородных органов.

  5. Приказ – акт, при помощи которого руководитель органа организует реализацию возложенных на него обязанностей. Приказы являются актами исключительно правоприменительными.

  6. Распоряжение – акт, который издается разнообразными органами, в числе которых Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти. Распоряжения содержат конкретные предписания, т.е. являются индивидуальными актами.


Также в ведомственные нормативные акты входят федеральные законы, регулирующие социальное обслуживание и социальную защиту:

  1. Федеральный Закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

  2. Федеральный Закон от 02.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

  3. Федеральный Закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»;

  4. Федеральный Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

  5. Конституция Российской Федерации и другие.

Основным локальным актом в данной сфере является коллективный договор. Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителя.

В коллективном договоре с учетом финансово- экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

2 Определение права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации



Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации (РФ) правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии .[1,ст.2]

Виды пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

  1. Государственное;

  2. Страховое;

  3. Социальное;

  1. В соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;

  2. пенсия по старости;

  3. пенсия по инвалидности;

  4. пенсия по случаю потери кормильца;

  5. социальная пенсия.[3, ст.7 ]

Рассмотрим каждую пенсию по отдельности:

  1. Пенсия за выслугу лет - это регулярные денежные выплаты от государства, назначаемые пожизненно при наличии у лица длительного рабочего стажа (выслуги лет) в конкретной профессии.

Пенсия за выслугу лет положена:

  1. работникам просвещения и здравоохранения;

  2. летно-подъемному составу гражданской авиации;

  3. работникам театров, кино и иных коллективов;

  4. военным и МВД;

  5. прокурорам, судьям;

  6. работникам ФНС, полиции и таможни;

  7. другим. [3, ст.10]

  1. Пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. [3, ст.5]


Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

  1. Государственная пенсия по инвалидности - государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. военнослужащие;

  2. участники Великой Отечественной войны;

  3. граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и граждане, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";

  4. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

  5. граждане из числа космонавтов; [3, ст.8 ]

  1. Пенсия по потери кормильца - это ежемесячные государственные денежные выплаты, предоставляемые в случае смерти военнослужащего, либо граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, либо граждан из числа космонавтов, членам семей указанных лиц, в целях компенсации утраченного в связи с потерей кормильца дохода.

Назначение государственной пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих осуществляется по нормам двух законов:

  1. семьям лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - по Закону о государственном пенсионном обеспечении;

  2. семьям лиц, проходивших военную службу по контракту, - по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих. [3,ст.10]


  1. Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. [3,ст.12]

Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. [3,ст.15]

2. Виды страховых пенсий:

  1. страховая пенсия по старости;

  2. страховая пенсия по инвалидности;

  3. страховая пенсия по потери кормильца.

  1. Страховая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.[2, ст.8]

Право на страховую пенсию по старости возникает у лиц, достигших пенсионного возраста (65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), имеющим страховой стаж не менее 15 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.[2, ст.8]

  1. Страховая пенсия по инвалидности - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, на период установления инвалидности, имеющим соответствующий страховой стаж (если человек отработал хотя бы день) и отвечающим условиям пенсионного законодательства, и выплачиваемая за счет средств Пенсионного Фонда России и ассигнований из государственного бюджета.[2, ст. 9]

  2. Страховая пенсия по потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.[2, ст.10]