Файл: Отчет по Учебной практике пм. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты по специальности.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 3052
Скачиваний: 168
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Отчет
по Учебной практике
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Выполнила: Бакиева Альсина Нурисламовна
студентка группа ПСО108Д
Проверил: Караваев К.В.
________________
Челябинск, 2023г
Содержание
Введение 2
1 Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, назначения пенсий, компенсаций 4
2 Определение права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации 7
3 Определение размера пенсий, расчёт пенсий 11
4 Характеристика пособий, льгот, компенсаций. Правила их назначения. 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложения 18
Введение
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности, ст.39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социальной помощи.
1 Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, назначения пенсий, компенсаций
Нормативно-правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определенные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию. Действие нормативно-правового акта - это состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний нормативного акта в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).
К нормативно-правовым актам, регулирующим социальное обслуживание и социальное обеспечение относятся:
-
Конституция Российской Федерации; -
Федеральный Закон от 28.12.13г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; -
Федеральный Закон от 24.11.1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; -
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.)» -
Акты международной организации труда о социальном обеспечении; -
Международный Пакт об экономических, социальных, культурных правах (1996г.); -
Всеобщая декларация прав человека ООН (1948г.); -
Другие федеральные законы и акты.
Большинство ведомственных нормативных актов осуществляют функции конкретизации и детализации конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, постановлений и других нормативных актов Правительства, иными словами, содержат не базовые нормы, а нормы развивающего характера.
Современная система форм ведомственных актов является закрытой и включают:
1) Постановления;
2) Правила;
3) Инструкции;
4) Положения;
5) Приказы;
6) Распоряжения.
-
Постановление представляет собой широко распространенную разновидность правовых актов. Этот многозначный термин используется для обозначения актов Правительства РФ, прокурора, суда, палат Фед. Собрания, министерств и ведомств федерального уровня и субъектов РФ, муниципальных органов. -
Правила представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающие порядок». Они отражают последовательность каких-либо действий. Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Таким образом, правила – нормативный правовой акт детально регулирующий порядок осуществления какой-либо операции, специальной деятельности. -
Инструкция – разновидность самостоятельного нормативного акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта. -
Положения представляют собой акты, регламентирующие правовой статус органов учреждений, организаций, системы однородных органов. -
Приказ – акт, при помощи которого руководитель органа организует реализацию возложенных на него обязанностей. Приказы являются актами исключительно правоприменительными. -
Распоряжение – акт, который издается разнообразными органами, в числе которых Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти. Распоряжения содержат конкретные предписания, т.е. являются индивидуальными актами.
Также в ведомственные нормативные акты входят федеральные законы, регулирующие социальное обслуживание и социальную защиту:
-
Федеральный Закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»; -
Федеральный Закон от 02.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; -
Федеральный Закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»; -
Федеральный Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; -
Конституция Российской Федерации и другие.
Основным локальным актом в данной сфере является коллективный договор. Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителя.
В коллективном договоре с учетом финансово- экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
2 Определение права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации
Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации (РФ) правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии .[1,ст.2]
Виды пенсионного обеспечения в Российской Федерации:
-
Государственное; -
Страховое; -
Социальное;
-
В соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
-
пенсия за выслугу лет; -
пенсия по старости; -
пенсия по инвалидности; -
пенсия по случаю потери кормильца; -
социальная пенсия.[3, ст.7 ]
Рассмотрим каждую пенсию по отдельности:
-
Пенсия за выслугу лет - это регулярные денежные выплаты от государства, назначаемые пожизненно при наличии у лица длительного рабочего стажа (выслуги лет) в конкретной профессии.
Пенсия за выслугу лет положена:
-
работникам просвещения и здравоохранения; -
летно-подъемному составу гражданской авиации; -
работникам театров, кино и иных коллективов; -
военным и МВД; -
прокурорам, судьям; -
работникам ФНС, полиции и таможни; -
другим. [3, ст.10]
-
Пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. [3, ст.5]
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
-
Государственная пенсия по инвалидности - государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
-
военнослужащие; -
участники Великой Отечественной войны; -
граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и граждане, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя"; -
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; -
граждане из числа космонавтов; [3, ст.8 ]
-
Пенсия по потери кормильца - это ежемесячные государственные денежные выплаты, предоставляемые в случае смерти военнослужащего, либо граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, либо граждан из числа космонавтов, членам семей указанных лиц, в целях компенсации утраченного в связи с потерей кормильца дохода.
Назначение государственной пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих осуществляется по нормам двух законов:
-
семьям лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - по Закону о государственном пенсионном обеспечении; -
семьям лиц, проходивших военную службу по контракту, - по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих. [3,ст.10]
-
Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. [3,ст.12]
Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
2) дети-инвалиды;
3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. [3,ст.15]
2. Виды страховых пенсий:
-
страховая пенсия по старости; -
страховая пенсия по инвалидности; -
страховая пенсия по потери кормильца.
-
Страховая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.[2, ст.8]
Право на страховую пенсию по старости возникает у лиц, достигших пенсионного возраста (65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), имеющим страховой стаж не менее 15 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.[2, ст.8]
-
Страховая пенсия по инвалидности - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, на период установления инвалидности, имеющим соответствующий страховой стаж (если человек отработал хотя бы день) и отвечающим условиям пенсионного законодательства, и выплачиваемая за счет средств Пенсионного Фонда России и ассигнований из государственного бюджета.[2, ст. 9] -
Страховая пенсия по потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.[2, ст.10]